Бюджетный дефицит США превысил $1 трлн

Финансировать его власти хотят с помощью сверхдлинных облигаций
Gary Cameron / REUTERS

Дефицит бюджета США в текущем финансовом году (закончится 30 сентября) уже превысил $1 трлн, сообщило министерство финансов. В последний раз такое происходило в 2012 г., когда американская экономика восстанавливалась после рецессии и мирового финансового кризиса. Финансировать дефицит за счет ускорения экономики, как обещала администрация президента США Дональда Трампа, не получается. Поэтому Вашингтон теперь думает о выпуске 50-летних казначейских облигаций.

За первые 11 месяцев финансового года бюджетный дефицит вырос на 19% до $1,07 трлн, или 4,4% ВВП США. Это произошло из-за увеличения расходов на оборону и обслуживание госдолга, а также отчасти из-за реализованной в 2018 г. налоговой реформы Трампа, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Президент обещал, что ускорение экономики позволит компенсировать снижение налогов. Но пока госрасходы растут быстрее налоговой выручки, а темпы роста ВВП далеки от целевых 3% (см. врез).

По итогам всего финансового года дефицит может оказаться меньше $1 трлн, так как в сентябре расходы правительства обычно меньше доходов, отмечает WSJ. По прогнозам Бюджетного управления конгресса (CBO), он составит $960 млрд. Однако при Трампе США стали занимать гораздо больше. Ожидается, что в 2019 г. минфин займет свыше $1 трлн второй год подряд. Поэтому при нынешнем президенте госдолг вырос на 19% примерно до $17 трлн.

Экономика притормаживает

В I квартале ВВП США вырос на 3,1% в годовом выражении, а во II квартале – только на 2%. Но Белый дом все равно прогнозирует, что экономика вырастет на 3,2% в этом году, на 3,1% – в 2020 г., а затем будет расти на 3% в год в течение четырех лет. Это сильно отличается от оценок экономистов, опрошенных WSJ. Согласно их консенсус-прогнозу, рост ВВП составит 2,2% в 2019 г., а потом замедлится до 1,7% в 2020 г. и 1,9% в 2021 г. Это примерно соответствует прогнозам некоторых управляющих ФРС. Главным риском для американской экономики респонденты назвали торговую войну с Китаем. Также, по их мнению, вероятность наступления рецессии в США в ближайшие 12 месяцев увеличилась до 34,8%. В прошлом сентябре они оценивали ее в 17,7%.

Проблему обслуживания все увеличивающегося долга Трамп хочет решить радикально. «Федеральная резервная система (ФРС) должна опустить процентные ставки до нуля или еще ниже, а затем мы начнем рефинансировать долг», – написал он в Twitter в среду.

В еврозоне ключевая процентная ставка давно ниже нуля, а в четверг ЕЦБ опустил ее еще на 0,1 процентного пункта до -0,5%. После этого Трамп заявил: «ФРС сидит и ничего не делает. Пока [европейским государствам инвесторы] платят за то, чтобы одолжить им деньги, мы платим проценты». У многих стран еврозоны доходности гособлигаций сейчас отрицательные.

В США ключевая ставка равны 2–2,25%, и ожидается, что 18 сентября ФРС снизит ее на 0,25 п. п.

Министр финансов Стивен Мнучин в четверг заявил, что правительство всерьез думает об эмиссии 50-летних облигаций в следующем году, чтобы извлечь выгоду из низких процентных ставок и растянуть платежи. Сейчас самые длинные казначейские облигации – 30-летние, и их доходность составляет около 2,3%. «Мы проведем эмиссию только в том случае, если посчитаем спред [между доходностями 50- и 30-летних облигаций] приемлемым, но инновации – важная вещь, – отметил Мнучин. – Если на рынке будет спрос, мы всерьез подумаем об этом».

Муниципалитеты и университеты США уже пользуются низкими ставками, активно проводя эмиссию сверхдлинных облигаций, пишет WSJ. С начала года они выпустили 100-летние бонды на $1,3 млрд, по данным Municipal Market Analytics; правда, эмитентами вековых бондов в этом году пока были только университеты. Среди них Виргинский университет (UVA), который в начале сентября разместил вековые облигации с рекордно низкой для высших учебных заведений доходностью 3,3%. «Рынок предоставил UVA историческую возможность», – заявил директор по операционной деятельности университета Дженнифер Вагнер Дэвис.

По итогам всего года размер эмиссии 100-летних бондов может превысить $1,6 млрд и оказаться самым большим с 2014 г.