Бизнес не готов платить за недостаточное сокращение выбросов парниковых газов

Отраслевые министерства тоже раскритиковали предложения Минэкономразвития
Выбросы могут обернуться ростом финансовой нагрузки на бизнес/ Андрей Гордеев / Ведомости

РСПП, объединяющий крупнейшие компании России, и отраслевые министерства раскритиковали проект закона о сокращении выбросов парниковых газов. Он был подготовлен Минэкономразвития для выполнения Парижского соглашения по климату, ратифицировать которое намерена Россия.

Минэкономразвития разрабатывает законопроект с 2017 г., обновленную версию министерство направило в правительство 3 сентября, сообщил его представитель. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность основных тезисов которого представитель Минэкономразвития подтвердил.

Сейчас Россия занимает четвертое место в мире по выбросам парниковых газов, говорил вице-премьер Алексей Гордеев. К 2030 г. она должна снизить их на 30% к уровню 1990 г. Для этого Минэкономразвития предлагает обязать крупные промышленные и энергетические компании вести мониторинг выбросов, определить целевые показатели их сокращения и ввести сборы за их превышение. Сборы могут быть введены спустя пять лет после принятия закона для некоторых отраслей, если это потребуется, уточняет представитель Минэкономразвития, не исключено, что спустя пять лет таких секторов не окажется вовсе.

Отраслевые министерства и крупный бизнес появление новых сборов не устраивает. Могут вырасти тарифы и ускориться инфляция, предупреждает в отзыве на проект РСПП («Ведомости» ознакомились с его копией, ее подлинность подтвердил представитель союза). В ЕС обсуждается введение углеродной пошлины, говорит сотрудник крупной промышленной компании, в итоге российские предприятия будут платить и в России, и за рубежом. Только углеродная пошлина обойдется предприятиям черной металлургии в 90 млрд руб. к 2030 г. и в 744 млрд к 2050 г., оценивает он. Регулирование, предложенное проектом, несет риски для инвестиционной активности промышленных предприятий, замечает представитель Минпромторга. Нужно учитывать особенности национальных экономик, структуры экспорта и импорта, настаивает представитель Минэнерго, иначе введение сбора за выбросы парниковых газов может нанести серьезный ущерб экономике – повысить финансовую нагрузку на реальный сектор, увеличить стоимость экспортируемых энергоресурсов. Представитель Минэкономразвития с этим не согласен: к росту тарифов и ускорению инфляции предложенные в проекте инструменты не приведут. Они должны стимулировать бизнес снижать выбросы парниковых газов и повышать энергоэффективность, а параметры инструментов могут быть настроены так, чтобы фискальная нагрузка не увеличилась, объясняет он. Есть риск, что стоимость конечной продукции вырастет, считает руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY Артем Ларин, но это плата за улучшение качества жизни людей.

Сокращение выбросов должно оставаться добровольным, пишет РСПП, достаточно обеспечить их учет и контроль за поглощением выбросов. За 1990–2017 гг. Россия снизила выбросы парниковых газов и без прямого регулирования – на 49%, указывает РСПП, для выполнения обязательств по Парижскому соглашению запланированных программ будет достаточно. Если не учитывать изменения ВВП за этот период, то снижение было еще более значительным – 57%, говорится в исследовании EY, было принято более 10 государственных программ, инициатив и стратегических документов. Но все эти стратегии особой роли в снижении выбросов парниковых газов не сыграли, говорит директор по программам Greenpeace Иван Блоков. Оно было связано с сокращением промышленного выпуска в 90-е, соглашается Ларин.

Выбросы снижались в 1990–1998 гг., ссылается Минэкономразвития на Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов, подготовленный Росгидрометом. Они росли в 1999–2008 гг., в 2009 г. снизились под влиянием кризиса, в 2011-м их рост возобновился. В 2017 г. выбросы увеличились на 2,8%, указывает в пояснительной записке Минэкономразвития: больше всего выбросов приходится на нефтегазовый сектор, за ним следуют черная металлургия, химическая промышленность и энергетика. Среднегодовой рост эмиссии в 2017–2018 гг. министерство оценивает в 1,6–1,7%, что выше, чем в среднем по миру – 1,5%. В США, например, выбросы выросли на 0,9%, а в ЕС, напротив, снизились на 0,5%.

Госрегулирование необходимо и для того, чтобы упростить выход российских компаний на внешние рынки, говорится в пояснительной записке: все чаще иностранные покупатели и инвесторы просят раскрыть информацию о выбросах парниковых газов. Климатические риски в первой пятерке вопросов, которые учитываются при принятии решения об инвестициях, ссылается Ларин на результаты опроса EY: бизнес должен понимать, что снижение выбросов – необходимость.

Социально ответственные российские промышленные компании уже снижают выбросы углекислого газа, говорит менеджер крупной промышленной компании. В 2018 г. российская Polymetal привлекла кредит у голландского ING с условием: если компания снизит риски негативного влияния на окружающую среду, то ставка останется на том же уровне, если нет – повысится, рассказал представитель Polymetal. В итоге компания, по его словам, даже добилась снижения ставки. Многие теплоемкие предприятия (например, в металлургии и производстве цемента) уже почти достигли предела в снижении выбросов, указывает представитель Минпромторга: дальнейшее снижение потребует перехода на принципиально новые виды топлива.

Дополнительные сборы следует вводить поступательно, считает представитель Segezha Group, определять плату, учитывая специфику производства, поскольку, например, использованный бумажный пакет уже через две недели может служить удобрением для почвы, а полиэтилен будет столетиями отравлять землю. Нужно стимулировать бизнес внедрять экологичные технологии, но нужно также и решить вопрос, где брать для этого средства, говорит Ларин. У крупного бизнеса хватит денег, чтобы соблюдать нормы выбросов газов и не платить сборы за их превышение, уверен Блоков.

Дисклеймер: уточнен год, к уровню которого нужно сократить выбросы парниковых газов по Парижскому соглашению.