Росстат зафиксировал усиление сырьевой зависимости российской экономики

За восемь лет доля добычи выросла, а обрабатывающих производств – снизилась
Максим Стулов / Ведомости

Рассчитывая темпы роста промышленного производства, Росстат перешел на новый базисный год (он принимается за начальную точку отсчета при определении темпов роста). Теперь в качестве такого года служба считает 2018 г., а не 2010 г. Росстат уже пересчитал данные за 2018–2019 гг. – по новым оценкам, промышленность за этот период выросла на 2,3 и 3,5% соответственно (вместо 2,4 и 2,9%). 

По мере удаления от базисного года точность оценки промышленного производства снижается, поэтому примерно раз в пять лет нужно переходить на новый год, объяснил Росстат. Выбор именно 2018 г. он объяснил тем, что в 2017 г. были введены новые классификаторы (ОКПД2 и ОКВЭД2), тогда предприятия и статистики учились правильно классифицировать работу по новым кодам. Но при ретроспективном пересчете учитывалась не только структура промышленного производства 2018 г., но и корректировки данных самими предприятиями на протяжении этих лет, уточняет Росстат.

Главное изменение, которое выявила служба, – структура промышленного производства. Так, по новым оценкам Росстата, доля добычи полезных ископаемых выросла (с 34,1% в 2010 г. до 38,9% в 2018 г.), а обрабатывающих производств, наоборот, сократилась – с 53,2 до 50,7%. Их вклад в общий рост промышленности стал сюрпризом, говорит главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Доля нефтегазового сектора увеличилась и в структуре обрабатывающих отраслей. Так, доля производства нефтепродуктов выросла с 17 до 23%, при этом металлургическое производство и машиностроение, напротив, сократились. 

Такое изменение весов означает, что в 2020 г. промышленное производство вырастет слабее, чем могло бы при старом расчете, отмечает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Добыча, которая росла опережающими темпами предыдущие годы, сейчас будет отставать от обрабатывающих производств, предупреждает он, а так как ее вес увеличился, промышленность будет расти медленнее. По оценкам замдиректора ЦМАКПа Владимира Сальникова, перевод расчетов на новый базисный год уменьшит перспективные темпы роста промышленности примерно на 0,2 п. п.

В январе 2020 г. рост индустрии уже замедлился до 1,1% в годовом выражении. Изменение базисного года привело к повышению базы IV квартала 2018 г. и января 2019 г., что объясняет такой результат роста промышленности в январе, говорит главный экономист ING Дмитрий Долгин. Если бы базисным годом остался 2010-й, в январе промышленность выросла бы на 1,5%, подсчитал Исаков. 

По пересчитанным данным, промышленность росла максимально быстро в I квартале 2019 г. (на 5,2%), а затем замедлилась почти до нуля в четвертом, обращает внимание главный аналитик «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова. Но это плохо соотносится с темпами роста ВВП, которые, напротив, последовательно ускорялись в течение года, отмечает она, видимо, будет пересмотрен и рост ВВП за 2019 г.  

Рост же доли добычи полезных ископаемых может быть связан с тем, что добывающие отрасли, которые преимущественно ориентированы на экспорт, не так сильно пострадали от кризиса 2014 г., как остальные секторы экономики, считает Долгин. Но доля добывающих отраслей может быть завышена, предупреждает Евдокимова: в 2018 г. высокие цены на нефть сочетались со слабым курсом рубля из-за санкционных рисков, поэтому рублевая цена нефти, а с ней и добавленная стоимость добывающих предприятий росли. Рост доли нефтепереработки также стоит оценивать осторожно, предупреждает Сальников, это часть работы вертикально-интегрированных компаний, а не отдельная отрасль: сырье у большинства заводов покупается внутри компаний и структура добавленной стоимости зависит в том числе от внутренней цены на это сырье. 

Хотя зависимость экономики от добычи сырья действительно выросла, в будущем она снизится, считает Сальников. С одной стороны, из-за ограничений внешнего спроса на сырье, высокой конкуренции, перечисляет он, с другой – растет потенциал других сегментов экономики: химического, лесобумажного и агропромышленного комплексов.