Правильный импорт России

Уже к августу расходы на закупку импортной продукции могут превысить сумму доходов, которые Россия получает от своего экспорта
Андрей Гордеев / Ведомости

Чистый приток валюты в Россию (сальдо текущего счета) за апрель – июнь составил всего $0,6 млрд: в 16,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года ($9,9 млрд). Об этом сообщил Банк России в новой оценке платежного баланса страны. По сравнению с I кварталом сальдо текущего счета рухнуло в 36 раз (с $21,7 млрд).

Главной причиной падения стало снижение экспортных доходов – они оказались минимальными с 2005 г. Выручка от продажи за рубеж нефти сократилась почти втрое по сравнению с прошлым годом (с $30 млрд до $12,8 млрд), нефтепродуктов – в 1,5 раза ($9,5 млрд против $16,5 млрд в прошлом году). Несырьевой экспорт снизился на 7,6% до $40 млрд. В результате общий приток валюты от международной торговли по сравнению с 2019 г. уменьшился на треть до $67,9 млрд. При этом импорт снизился значительно меньше – всего на 15% (с $62 млрд в прошлом году до $53,6 млрд в этом). В итоге сальдо торгового баланса уменьшилось более чем вдвое и стало рекордно низким за 17 лет.

Резкое снижение притока валюты оказывает сильное давление на курс рубля и вынуждает Центробанк продолжать продажи долларов, хотя котировки нефти уже поднялись выше уровня, заложенного в бюджет на текущий год. За три месяца (с апреля по июнь включительно) регулятор продал на рынке $12,9 млрд из фонда национального благосостояния и собственных ЗВР.

Не похоже, что в ближайшие месяцы ситуация с торговым балансом улучшится: как сообщается в новом выпуске «Комментариев о государстве и политике» Высшей школы экономики (ВШЭ), в июне спад импорта практически прекратился и уже второй месяц подряд закупки зарубежной продукции российскими компаниями растут.

По оценкам аналитиков ВШЭ, стоимость всего импорта за первый летний месяц составила около $19 млрд, что всего на 4% ниже прошлогоднего показателя. Вполне вероятно, что уже к августу закупки зарубежной продукции по ценовым показателям выйдут на уровень прошлого года, в то время как экспорт продолжит отставать – на существенный рост нефтяных и особенно газовых цен в ближайшие месяцы надеяться определенно не стоит.

Однако поводов для паники нет. Скорее, наоборот, есть серьезные основания для оптимизма. Поскольку, как отмечают эксперты ВШЭ, рост импорта сегодня сосредоточен в сегменте товаров инвестиционного и промежуточного назначения. Другими словами, он связан с восстановлением деловой активности в отечественной промышленности и торговле после карантина.

Так, стоимость российского импорта машиностроительной продукции из стран дальнего зарубежья в июне выросла на 3% к майскому показателю, химической продукции – на 11%. «Рост в этих двух укрупненных товарных группах наблюдается второй месяц подряд, а их удельный вес составляет 73% стоимости импорта», – отмечает аналитик Центра развития Сергей Пухов.

В группе машиностроительной продукции существенный рост в июне отмечен практически по всем позициям, включая механическое оборудование, электрооборудование, инструменты, оптику. После пятимесячного спада в июне возросла стоимость импорта автомобилей. «С устраненной сезонностью их продажи растут двузначными темпами второй месяц подряд за счет отложенного спроса и мер расширенной государственной поддержки, в рамках которых правительство выделило Минпромторгу 25 млрд руб.», – отмечают аналитики ВШЭ, предупреждая при этом, что «по мере исчерпания этих факторов спрос на автомобили в дальнейшем спадет». Что касается импорта химического сырья, то его ускоренному росту в июне способствовал «возобновившийся рост производства продуктов органической и неорганической химии после двухмесячного спада», отмечается в отчете ВШЭ.

При этом импорт потребительских товаров снижается (во всяком случае в стоимостном выражении). Закупки одежды, обуви и другой продукции легкой промышленности упали на 37% по сравнению с маем, продовольственных товаров и сельхозпродукции – на 10% (по этой группе товаров показатель снижается уже пятый месяц подряд). «Таким образом, в июне возросла стоимость импорта товаров инвестиционного и промежуточного назначения, тогда как стоимость потребительских товаров снизилась», – констатируют аналитики ВШЭ. Другими словами, нынешние дисбалансы во внешней торговле и дополнительные расходы валюты на поддержку рубля со стороны Центробанка сторицей окупятся за счет роста реального сектора экономики.