Национальные цели стали доступнее

Задачи государственного развития приблизились к реальности
Владимир Путин смирился с невыполнимостью своих предыдущих указов/ Alexei Druzhinin / SPUTNIK via AFP

Национальные цели, утвержденные президентским указом, охватывают экономику, социальную сферу, демографию, цифровизацию, экологию, инфраструктуру и другие направления развития на ближайшие 10 лет. При этом многие цели существенно скорректированы по сравнению с «майскими указами». В частности, больше не ставится задача вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что «из-за неблагоприятной конъюнктуры ее выполнение невозможно». Исчезла и задача достижения уровня инфляции на уровне не выше 4%. Теперь основным приоритетом для правительства будет обеспечение темпов роста ВВП выше среднемировых показателей.

По мнению экспертов, достичь поставленных целей будет очень непросто. «МВФ ожидает снижения глобальной экономики на 4,9% и восстановительного роста в 5,4% в 2021 г., – напоминает ведущий экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Петр Пушкарев. – А экономике России фонд предвещал в апреле рост только лишь на 3,5% после спада перед этим на 5,5%. Теперь МВФ прогнозирует для России более высокий рост – на 4,1%, но зато и после более глубокого спада – на 6,6%. В обоих прогнозах рост российской экономики ожидается ниже мирового».

«Такое впечатление, что мы опять надеемся на то, что мировая экономика замедлит темпы экономического роста и вот тут-то мы ее как раз и обгоним», – добавляет директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Это, считает он, представляется нереальным с учетом того, что сейчас происходит: «Пандемия ведет к резкому снижению спроса на энергоресурсы, а у нас сырьевая экономика». Кроме того, по словам Николаева, необходимо учитывать, что России предстоит структурная перестройка экономики, которая может затянуться на годы.

Национальные цели развития России на период до 2030 г.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет;
снизить уровень бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 г.;
вывести Россию в десятку ведущих стран по качеству образования;
до 70% увеличить долю россиян, систематически занимающихся спортом;
обеспечить стабильный рост доходов и уровня пенсий не ниже инфляции;
ежегодно улучшать жилищные условия не менее чем у 5 млн семей;
увеличить объем жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
обеспечить рост ВВП выше среднемирового;
реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с текущим годом;
реальный рост инвестиций в основной капитал должен ­составить не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.;
число предпринимателей должно возрасти до 25 млн человек;
до 85% увеличить долю соответствующих нормам дорог в крупных городах.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
обеспечить сортировку 100% отходов и вдвое снизить объем вывозимого на полигоны мусора;
ликвидировать объекты, вредящие экологии Волги, Байкала и Телецкого озера;
снизить выбросы опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза.

Еще одна цель, обозначенная президентом, – обеспечение роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. В предыдущей версии национального целеполагания задача выглядела более амбициозной – рост должен был быть выше инфляции. Но во II квартале текущего года реальные доходы населения снизились на 8%, напоминает Николаев, поэтому динамика пока не внушает оптимизма. Хотя за 10 лет все еще может измениться. «Я вполне допускаю, что к 2030 г. у нас будет устойчивый рост реальных доходов населения, – говорит Николаев. – Но такие цели нужно формулировать на более короткий срок. Люди живут сейчас, и, когда им говорят, что доходы вырастут через 10 лет, ни о какой мобилизующей роли говорить не приходится».

В новом указе не уточняется, о каких именно доходах идет речь – реальных или номинальных, замечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский: «Инфляция при составлении таких планов считается не продовольственная, а государственная, оптовая.

Это показатель, на который растут цены при поставках или закупках сырья, оборудования и т. д. по сравнению с предыдущим годом. Так что, когда речь идет о том, насколько обесцениваются денежные средства населения, он не совсем корректен».

За последние пять лет (без учета показателей текущего года) реальные доходы населения просели примерно на 20–25%, подсчитал Кричевский. И рост доходов должен быть одной из составляющих прогресса государства в целом, а не самоцелью. «С пенсионным обеспечением история абсолютно та же самая – его не достичь без обеспечения работы остальных отраслей экономики, поскольку денежных средств в Пенсионном фонде со временем может просто не оказаться. Это и была одна из причин повышения пенсионного возраста», – говорит Кричевский.

К решению задачи увеличения занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей до 25 млн человек теперь подключатся самозанятые. В предыдущей версии они отсутствовали, и их включение в расчет сделало цель реальной, считают эксперты. «Ее выполнить довольно легко, есть разные оценки количества самозанятых, вплоть до 25 млн», – отмечает Николаев. Количество самозанятых растет с каждым месяцем, уже к концу текущего года оно превысит миллион, а к отчетному году должно достигнуть 4 млн, отмечает Кричевский: «С индивидуальными предпринимателями ситуация тоже в целом позитивная – их порядка 3,5 млн. Поэтому цель в виде 25 млн человек, задействованных в малом и среднем бизнесе, более чем реальна».

Также к 2030 г. поставлена цель достичь роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г. В «майских указах» ставилась задача достижения объема экспорта таких товаров в стоимостном выражении в $250 млрд ежегодно. «Важно уточнить, на какие именно товарные группы и услуги будет делаться упор, – отмечает Кричевский. – Если речь об IT-товарах, то при нынешней конъюнктуре это вряд ли представляется возможным, особенно на фоне увеличения производительности со стороны других государств. К сожалению, программа импортозамещения от 2014 г. не показала себя так, как на нее рассчитывали, так что с уверенностью можно говорить, что наращивать несырьевой экспорт будет очень сложно».

А вот цели роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателями 2020 г. в «майских указах» 2018 г. не было. Зато похожая задача ставилась в указах 2012 г., где говорилось об увеличении объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% – к 2018 г. Достичь этих показателей так и не удалось. «Получается, что среднегодовой рост должен составить примерно 5%, – говорит Николаев. – А достичь этого очень трудно».

В 2020 г. рост инвестиций в основной капитал не превысит 11 трлн руб., что будет худшим показателем за последние семь лет, утверждает Кричевский. И в ближайшие 10 лет эта проблема будет в первую очередь связана с инвестиционной привлекательностью государства. «Сейчас – на фоне санкций, международных конфликтов и политических подвижек – достаточно сложно говорить, что Россия – это интересная страна для инвестирования», – считает он.

В целом положения нового указа президента подтверждают, что для вывода России из кризиса выбран формат «послевоенной пятилетки», считает политолог Евгений Минченко. Ранее возглавляемый им холдинг «Минченко консалтинг» назвал именно такой формат наиболее вероятным выбором властей. «И, конечно, [указ подтверждает выбор] дальнейшего усиления роли государства», – отмечает эксперт.