Развитым странам угрожает нашествие мигрантов

Долговой кризис приведет к росту безработицы в бедных странах и миллионам беженцев
Новая волна мигрантов угрожает развитым странам/ JORGE GUERRERO / AFP

Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц и начальник Отдела глобального экономического мониторинга ООН Хамид Рашид подготовили для Центра изучения экономической политики (CEPR) доклад, в котором предупредили о надвигающемся долговом кризисе в развивающихся странах, результатом которого станет новый глобальный кризис – миграционный. «На данный момент мир столкнулся с двумя взаимосвязанными рисками – пандемией и кризисом, вызванным ограничением экономической деятельности, – отмечают авторы. – Если развитые страны способны пережить эту встряску, то над развивающимися государствами нависает еще одна проблема – долговая».

Снижение экспортной выручки из-за распространения COVID-19 – основная причина долгового кризиса, который может разразиться в 111 странах со средним и низким уровнем доходов, где проживает порядка 70% беднейшего населения мира. Совокупный внешний долг этих стран за последнее десятилетие увеличился более чем вдвое: с $600 млрд в 2008 г. до $1,3 трлн в 2018 г. Основным источником средств на обслуживание долговых обязательств для них служит выручка от экспорта сырья, а она в этом году сократится как минимум на 20%. «Для сравнения – в кризисном 2009 году сырьевой экспорт снизился только на 5%», – указывают Стиглиц и Рашид.

Необходимость выделять дополнительные средства на обслуживание внешнего долга вынудит правительства беднейших стран сокращать госрасходы на поддержку экономики и социальной сферы. А это, в свою очередь, выльется в рост безработицы и масштабный рост миграции в развитые страны. «Миллионы людей в Африке, Южной и Центральной Америке и Южной Азии, потеряв надежду найти работу, начнут массово покидать свои страны и пересекать границы богатых стран Европы и Северной Америки, – прогнозируют авторы доклада. – Дорогостоящий миграционный кризис отвлечет внимание правительств от борьбы с другими проблемами. В итоге бесконечный цикл кризисов может стать новой реальностью в развитых странах».

Поэтому мировое сообщество должно сделать все необходимое, чтобы избежать долгового кризиса в бедных странах, подчеркивается в докладе CEPR. Страны G20 уже решили ввести мораторий на обслуживание внешнего суверенного долга для беднейших государств, а генсек ООН Антониу Гутерриш призвал к масштабному списанию долгов ряда стран. Но этого недостаточно. Проблемой остаются частные кредиторы: в отличие от правительств они более строги к чужим обязательствам. Между тем суверенный долг беднейших стран перед частными кредиторами вырос за 10 лет в 3 раза: со $186 млрд в 2008 г. до $535 млрд в 2018 г.

«Заставлять развивающиеся страны выплатить $130 млрд в счет обслуживания долга в этом году равносильно выдавливанию воды из камня», – считают авторы доклада. Тогда как превентивные меры по предотвращению каскадного долгового кризиса позволят развитым странам в ближайшей перспективе сэкономить миллиарды долларов на гуманитарную помощь и поддержание мира в беднейших странах.

Для России прогнозы Стиглица и Рашида особенно актуальны, поскольку в списке государств повышенного риска находятся многие наши соседи. Например, в Монголии, отмечается в докладе, обслуживание внешнего долга оказалось выше, чем экспортная выручка в 2018 г. «Экономика Монголии сильно зависит от добычи полезных ископаемых и мировых цен на них», – подтверждает профессор Школы востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ Алексей Маслов, подчеркивая, что основным кредитором этой страны является Китай. Россия почти весь долг Монголии – $174,2 млн – списала еще в 2016 г.

В целом именно Китай является основным инвестором и кредитором в странах Центральной Азии. «Например, для Туркменистана Китай был фактически единственным источником иностранной валюты в течение трех лет, – сказал Маслов. – Импорт энергоресурсов из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана совокупно составляет 3,4% от общего импорта энергоносителей Китая. По данным министерства торговли Китая, в 2018 г. объем прямых иностранных инвестиций в пять стран Центральной Азии достиг $14,7 млрд (1,2% всех китайских инвестиций в азиатские страны) – намного больше российских инвестиций в эти регионы».

По данным на прошлый год, основными должниками России являются Белоруссия, которая должна порядка $5,7 млрд, и Украина – $3,5 млрд. Дальше в этом списке с большим отрывом идут Узбекистан и все остальные страны с размером долгов на уровне нескольких сотен миллионов долларов. «Помимо России основным кредитором для них является Китай, – отмечает профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков. – Даже для Белоруссии Поднебесная стоит на втором месте после России».

Конечно, ожидать новой волны миграции в Россию стоит, отметил Маслов. Но это весьма характерный поток миграции – на те позиции, которые россияне считают непрестижными или низкооплачиваемыми. «Но с падением российского рынка вполне возможно, что и непрестижные профессии будут частично заняты россиянами, т. е. поле возможностей для трудовых мигрантов из-за рубежа уменьшится», – предупреждает эксперт.

Но пока Россия с наплывом справляется. А вот Европе действительно стоит готовиться к миграционному кризису, заметил Юденков. «Если мы берем Африку, то угрозы, о которых говорится в докладе CEPR, существуют и нарастают, – сказал он. – В условиях пандемии производство упало у всех. Причем и в Европе, и в США, если по темпам посмотреть, упало еще больше, чем у нас. Когда везде кризис, неизбежно, что никто не обращает внимания на проблемы стран третьего мира, откуда можно ждать новой волны беженцев».