Плохие дороги мешают интернет-торговле

Главным препятствием для развития онлайн-торговли в регионах остается инфраструктура
Местный житель села Шабурово Свердловской области получил пенсию, почту и заказанные товары от сотрудников Почты России /Павел Лисицын / РИА Новости

Самоизоляция привела к беспрецедентному спаду экономической активности, и розничная торговля попала в число наиболее пострадавших секторов. Это негативно отразилось и на электронной коммерции. Однако карантинные меры заставили торговые организации ускорить налаживание каналов онлайн-продаж, что во многом сгладило негативные эффекты для данного сегмента. В результате во II квартале заметно выросла вовлеченность регионов в интернет-торговлю, говорится в обзоре Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Эксперты разделили субъекты Федерации на кластеры с различной степенью активности дистанционных продаж. «Очень высокую активность» показали пять регионов – Москва, Брянская, Владимирская, Кировская и Сахалинская области. Средний удельный вес товаров, проданных онлайн, в них достигает 31,8%.

По сравнению с первым полугодием 2019 г. вдвое (с 10 до 21) выросло число субъектов с «высокой активностью». Еще 14 регионов (на два больше, чем в прошлом году) показали «средний уровень», а 15 областей и краев продемонстрировали «низкий уровень активности» интернет-торговли.

Но самым многочисленным остается кластер с «очень низким уровнем активности», хотя количество регионов в этой категории за год сократилось на треть – с 37 до 25. К этой группе относятся республики Марий Эл и Тува, Чукотский автономный округ, Хабаровский и Алтайский край, Астраханская, Ярославская, Псковская, Архангельская, Оренбургская области и др. Из более высокого кластера опустилась сюда и Белгородская область. Средний удельный вес товаров, проданных дистанционно, здесь находится на уровне 7,6%.

«Развитие электронной коммерции этих регионов тормозят несколько факторов: территориальная удаленность, неразвитость инфраструктуры (включая дороги, транспорт, связь) и, самое главное, неготовность потребителя пользоваться данной услугой, – утверждает генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк. – В большинстве случаев в данных регионах распространен опыт неудачных дистанционных покупок».

В целом вовлеченность регионов в интернет-торговлю может зависеть от разных факторов, замечает руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. В таких субъектах, как Чукотка, Тува, Хабаровский край, основной помехой служат плохо развитая логистика и высокая стоимость доставки. «Что касается других областей, то, по моей оценке, слабое развитие интернет-торговли может быть связано с тем, что значительную долю территорий занимают сельские поселения со сравнительно низким проникновением интернета», – говорит он.

Естественной помехой являются и низкие доходы жителей российской глубинки. Эксперты указывают, что все регионы со слабым уровнем развития интернет-торговли, кроме Чукотки, входят в число отстающих и по среднему уровню доходов жителей. Связанный с этим фактор – возрастная структура жителей глубинки: молодежь, как правило, старается переехать в крупные города. «А людям более старшего возраста, привыкшим делать офлайн-покупки, необходимо больше времени, чтобы прийти к идее дистанционных покупок, понять их преимущества и активно использовать в ежедневной жизни», – отмечает руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic Артем Хомышин.

Ключевым же фактором для этих регионов, по его словам, может являться невысокая деловая активность в розничной торговле. «С этим, в частности, связано отсутствие большого количества распределительных центров игроков этих сегментов в данных регионах, – отмечает Хомышин. – Что может являться сдерживающим фактором для развития инфраструктуры, необходимой для онлайн-торговли и быстрой доставки товаров до потребителя в этих областях».

Хотя дистанционная торговля некоторыми товарами не обязательно подразумевает мгновенную доставку до конечного получателя, добавляет эксперт. Развитие трансграничной торговли является тому подтверждением. «В этом году также сократилось количество входящих международных отправлений, при этом растет их вес, – сообщили «Ведомостям» в «Почте России». – Это говорит о тренде на консолидацию заказов российских клиентов на иностранных торговых площадках». А вот число экспортных отправлений со II квартала 2020 г. выросло. Например, на неделе с 9 по 16 августа россияне отправили за рубеж на 32% больше посылок и мелких пакетов, чем за аналогичный промежуток прошлого года.