К механизму защиты капиталовложений подключат жилье и склады

Новые поправки в закон о защите капиталовложений существенно расширят возможности для инвесторов
На крупные проекты по строительству жилья тоже можно будет заключать СЗПК /Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития (МЭР) подготовило пакеты поправок в закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и Налоговый кодекс, которые расширяют для российских компаний возможности заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Поправки, как подчеркивают в МЭР, разработаны с учетом поручений первого вице-премьера Андрея Белоусова, а также замечаний инвесторов, которые столкнулись с проблемами, пытаясь заключить первые СЗПК.

«В предлагаемой редакции изменений устраняется целый ряд недостатков, на которые обращали внимание эксперты после принятия закона в апреле этого года, в том числе увеличиваются сроки реализации проектов, снижаются пороги– пока, правда, для отдельных сфер применения», – отмечает управляющий партнер АБ «Качкин и партнеры», руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП Денис Качкин.

Одно из важнейших изменений, которое предлагается внести в закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», – в ряде видов деятельности снижаются требования по объему капиталовложений, необходимых для заключения соглашений о защите капиталовложений.

«Когда компании начали применять практику по СЗПК, выяснилось, что есть препятствия для реализации проектов, – отмечает руководитель юридической практики в сфере ГЧП, инфраструктурных проектов, энергетики и природных ресурсов PwC в России Владимир Соколов. – Например, когда дали возможность заключать такие соглашения для строительства аэровокзалов, транспортных логистических центров, стало понятно, что требование в 5 млрд руб. капиталовложений – слишком высокая планка. Капиталовложения – это ведь не общая стоимость проекта, а те денежные средства, которые непосредственно инвестор должен вложить. Но обычно применяется кредитное плечо: 20% собственных средств, а остальное – банковское финансирование.

Поэтому, даже если стоимость нашего проекта 5–10 млрд руб., он не попадает под условия СЗПК». С учетом этого обстоятельства МЭР предлагает снизить необходимый порог капиталовложений для проектов по строительству аэровокзалов, транспортно-логистических центров, проектов по развитию общественного городского и пригородного транспорта до 1,5 млрд руб.

Еще одна важная новация – СЗПК теперь можно заключать для проектов в сфере жилищного и складского строительства с объемом капвложений более 250 млн руб. и более 500 млн руб. соответственно. Правда, жилье должно строиться в рамках комплексного строительства, а склады – для хранения товаров интернет-магазинов, ориентированных на экспорт, говорится в пояснительной записке.

Документ также предусматривает распространение «стабилизационной оговорки» (гарантии неизменности налоговых и регулятивных условий в течение 6–20 лет) на проекты, реализуемые в рамках концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, специальных инвестиционных контрактов и других проектов, которые могут быть связаны с СЗПК.

В 20% от ВВП

оценивается уровень инвестиций в основной капитал в России, тогда как для перехода к инвестиционной модели развития нужно хотя бы 25–27%

Параллельно с поправками в закон «О защите и поощрении капиталовложений» МЭР предлагает внести в Налоговый кодекс изменения, которые вводят механизм налогового вычета (зачета) в отношении НДС, акцизов на автомобили и мотоциклы, налога на прибыль, НДПИ, налога на имущество, транспортного налога и земельного налога, за счет которых будут возмещаться затраты на инфраструктуру в рамках СЗПК. При применении налогового вычета (зачета) сумма обязательных платежей может быть снижена до нуля, отмечается в пояснительной записке. «Эта мера призвана заменить существующую сейчас процедуру в виде возмещения таких затрат за счет средств федерального или регионального бюджета», – поясняет старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner Дмитрий Кириллов.

Кроме того, предлагается включить НДПИ в «стабилизационную оговорку», т. е. условия обложения этим налогом тоже будут неизменными на весь срок СЗПК. «Включение НДПИ связано с последними изменениями повышающего коэффициента в Налоговый кодекс, в результате чего налог вырос в 3–4 раза, – отмечает Соколов. – Поэтому если мы заявляем, что стабилизируем условия, то надо и НДПИ стабилизировать».

Эксперты в целом позитивно оценивают новые законодательные инициативы МЭР. Уровень инвестиций в основной капитал в России оценивается примерно в 20% от ВВП, но для перехода к инвестиционной модели развития нужно хотя бы 25–27%, говорит директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев. «И проблема не в недостатке ресурсов, а в том, что они не инвестируются из-за высокого уровня неопределенности у бизнеса, – объясняет он. – Закон, конечно, не решит всех проблем, связанных с повышением инвестиционной активности, но, быть может, запустит инвестиционную волну в российской экономике».

Качкин указывает, что поправки в закон и СЗПК вносятся слишком быстро, а это не способствует стабильности условий для бизнеса. «Закон, к сожалению, получился сырой, и это далеко не последние корректирующие поправки, которые мы увидим», – уверен он. Соколов согласен, что, скорее всего, это не последние поправки, но не видит в этом проблемы. «Мне практически неизвестны меры господдержки, особенно такие масштабные, как СЗПК, которые бы не менялись, – говорит эксперт. – Все-таки с определенной периодичностью законодательство приходится адаптировать. Но это скорее позитивная история: конкретные бизнес-проекты уперлись в какие-то ограничения, а государство пытается их устранить. Это говорит о том, что власти реагируют на жалобы бизнеса». «Не все до конца отрегулировано, но важно, чтобы была обратная связь от бизнеса, и тогда можно вносить уточнения и изменения в практику применения СЗПК», – подтверждает Симачев.

«СЗПК – очень своевременное, проработанное и эффективное решение, с учетом которого бизнес может продолжать долгосрочное планирование и реализацию инвестпрограмм, – делает вывод председатель комиссии по химии и нефтехимии РСПП Виктор Иванов. – Благодаря действию «стабилизационной оговорки» промышленность может уверенно планировать проекты и реализовывать их в неизменных условиях. Первые заключаемые СЗПК свидетельствуют о том, что в целом они уже стали эффективным инструментом стимулирования инвестиций, который поможет переходу от восстановительного к инвестиционному росту экономики».