Нидерланды отказались последовать примеру Кипра

Россия денонсирует соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами
Амстердам не пошел навстречу Москве в вопросах налогообложения/ Анна Ратафьева / Ведомости

Министерство финансов объявило о начале разработки федерального законопроекта для денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. «Минфин России провел несколько раундов переговоров с минфином Королевства Нидерландов по внесению изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между странами в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, – говорится в сообщении российского министерства. – Минфин предложил нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были уже согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой, однако переговоры не увенчались успехом».

Как отмечает Минфин, существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке в 2–3%, тогда как соответствующая ставка в России в разы выше: например, для юридических лиц – 15% по дивидендам и 20% по процентам. В результате в 2017 г. в Нидерланды в виде выплат процентов и дивидендов было выведено 457 млрд руб., в 2018 – более 412 млрд руб., а в 2019-м – более 339 млрд руб.

Напомним, 25 марта в ходе обращения к россиянам в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, президент Владимир Путин поручил повысить налоги для прибыли и процентов, выплачиваемых за рубеж, до уровня ставок, которые работают внутри страны. Если какая-то из стран будет против таких изменений, президент заявил о необходимости разрыва таких соглашений. С целью выполнения поручения президента Минфин инициировал пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с Кипром, Нидерландами, Мальтой и Люксембургом. Всем этим странам были направлены предложения российской стороны по повышению налогов на дивиденды и проценты до 15%.

Кипр вначале отказался от таких условий, и российский Минфин заявил о разрыве СОИДН.

После чего Никосия пересмотрела свою позицию, соглашение было пересмотрено, а новые условия согласованы. Последующие переговоры с Мальтой и Люксембургом проходили не столь оживленно, и соглашения были достигнуты на условиях, аналогичных кипрским.

Однако эксперты указывают, что в переговорной позиции России с Нидерландами есть существенные отличия: старт разрыва соглашения с Кипром был устным, тогда как в отношении Голландии начата разработка федерального закона. «Данный документ может не дойти до стадии рассмотрения Госдумой, – предупреждает заместитель руководителя практики «Международное право и налоги» «Лемчик, Крупский и партнеры» Антон Тарунтаев. – Камнем преткновения может стать оценка регулирующего воздействия, так как финансовые выгоды РФ от денонсации СОИДН с Нидерландами не очевидны».

«Голландия гораздо менее чувствительна к возможным последствиям денонсации СОИДН, и такая угроза будет не очень весома в отношении голландской экономики, которая лишь в полтора раза меньше российской», – уточняет партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов.

Риски для России от разрыва СОИДН с Нидерландами достаточно высоки. «Например, российские налоговые органы не смогут воспользоваться механизмом обмена информацией, предусмотренным соглашением, – отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова. – Этот механизм очень широко используется российскими налоговыми органами в рамках проверок российских налогоплательщиков. Также российские компании, инвестирующие за рубеж через холдинги в Нидерландах, будут подлежать более высокому налогообложению при распределении дивидендов из Нидерландов в Россию (ставка увеличится до 15% на дивиденды) и проч. Многие российские компании, привлекавшие финансирование в нидерландских банках, столкнутся с более высокими налогами при выплате процентов (20% против 0% сейчас), что ляжет дополнительным бременем на российских заемщиков». 

Сейчас Нидерланды являются второй после Кипра юрисдикцией по количеству компаний, получающих дивиденды и проценты от российских организаций. «По данным базы СПАРК, в 2019 г. не менее 1250 российских компаний имели в составе своих акционеров голландские юридические лица», – подсчитал Тарунтаев.

Пострадать могут и российские компании с госучастием. «Разрыв СОИДН с Нидерландами может негативно сказаться на крупных российских группах, в том числе с государственным участием, – предупреждает партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. – Как правило, эта страна используется для создания субхолдингов для инвестирования в иностранные активы. Сегодня при распределении дивидендов от таких компаний в РФ применяется освобождение от налога на доходы у источника выплаты, но обязательным условием для его применения в Нидерландах является наличие СОИДН со страной получателя дохода. После денонсации налогового соглашения освобождение больше не будет применяться. Это значит, что дивиденды будут облагаться 15%-ным налогом в Нидерландах. Для бизнеса это станет дополнительной нагрузкой, причем налоги будут уплачиваться в голландский бюджет, не в российский». 

В итоге разрыв СОИДН увеличит для российских компаний стоимость получения голландского финансирования и технологий на 20%, предупреждает Вахитов. «Это приведет к кардинальному повышению налогового бремени безотносительно к тому, насколько нидерландские компании в действительности осуществляют декларируемый функционал – холдинга, финансовой компании или центра экспертиз по разработке и развитию нематериальных активов группы», – предупреждает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.

Эксперты уверены, что в Минфине тоже полностью осознают возможные негативные последствия от денонсации СОИДН с Нидерландами, поэтому рекомендуют всем заинтересованным лицам дождаться дальнейшего развития событий. «Даже если соглашение будет отменено, это произойдет только с 2022 г., так как текст договора об избежании двойного налогообложения требует шестимесячного уведомления, да и в самой карточке законопроекта указано, что работа над ним продлится до весны 2021 г.», – успокаивает партнер практики международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.