АБР предложила резко ужесточить наказания за разглашение банковской тайны

Эксперты считают, что так банки хотят снять с себя ответственность за утечки информации
Единого мнения по поводу необходимости усиливать ответственность за утечки данных клиентов нет сейчас ни в банковской среде, ни среди юристов/ PIXABAY

Ассоциация банков России (АБР) предложила выделить в отдельную статью в Уголовном кодексе наказание за незаконное получение финансовой информации и разглашение банковской тайны и наказывать за такие преступления лишением свободы (сейчас УК предусматривает в основном штрафы, лишение свободы – только в случае тяжких последствий). По мнению председателя Комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, в настоящее время Уголовный кодекс не отвечает существующим вызовам и «именно усиление ответственности решит проблему». «Ассоциация предлагает увеличить сроки лишения свободы, а также расширить субъектный состав, – объясняет Аксаков. – Мы также предлагаем предусмотреть, что сам факт доступа к данным без соответствующих полномочий должен быть наказуем».

Руководитель направления «Информационная безопасность и платежные системы» АБР Глеб Жижанов отмечает, что технический уровень информационной безопасности и защиты данных в банковской системе находится на высоком уровне, однако техсредств защиты порой недостаточно, поэтому здесь на помощь должны приходить правовые меры. «Реальные сроки, запрет на профессию остановят часть людей от совершения преступлений», – полагает Жижанов.

Примечательно, что единого мнения по поводу необходимости усиливать ответственность за утечки данных клиентов нет сейчас ни в банковской среде, ни среди юристов. Павел Герасимов, партнер, генеральный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн», отмечает, что само по себе усиление ответственности полностью проблему не решит – важно правоприменение, «чтобы преступления расследовались, виновные привлекались к ответственности».

Александр Иноядов, адвокат, руководитель уголовной практики BMS Law Firm, считает, что вполне достаточно имеющегося регулирования – в рамках ст. 183 УК РФ. «Определение банковской тайны сформулировано, защита такой информации предоставлена наравне с налоговой тайной, – отмечает юрист. – Обособление запрета на разглашение банковской тайны в отдельной норме уголовного закона не повлечет уменьшения количества незаконных действий».

Марат Хужин, юрист BGP Litigation, тоже уверен, что выделение банковской тайны в отдельную статью нецелесообразно, а ужесточение санкций за ее разглашение чрезмерно и не соответствует реалиям. «Нужно улучшать качество работы правоохранительных органов, повышать стандарты доказывания, а не ужесточать санкции, размахивая уголовно-правовой дубиной», – говорит он.

Некоторые эксперты настроены еще жестче. Анастасия Шамшина, адвокат, руководитель рабочей группы юридической компании РКТ, отмечает, что механизма обеспечения закрытости банковской информации сегодня просто нет. «В развитии системы защиты банковских сведений через уголовно-правовую плоскость я вижу попытку банкиров снять с себя ответственность, – говорит она. – Фокус будет переключен на конкретных физических лиц, в отношении которых будет инициировано уголовное преследование».

С ней согласен Дмитрий Горбунов, партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры». «Я думаю, что все это выглядит попыткой списания ответственности участниками банковской системы на человеческий фактор, – отмечает эксперт. – Хотя, по сути, главная причина возникновения проблемы – это отсутствие эффективной системы внутреннего контроля в банках».