Время поиска работы выросло до весенних показателей

Среднее время поиска работы россиянами в сентябре составило 6,5 месяца – максимума с марта
Увеличение срока поиска работы неизбежно приведет к росту безработицы в стране/ Максим Стулов / Ведомости

На поиск новой работы безработным россиянам осенью требовалось в среднем более полугода, сообщается в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Из 4,78 млн безработных наиболее многочисленной является группа тех, кто ищет работу от трех до шести месяцев, – 1,3 млн человек, или 27,4% от общего числа безработных. Около 1,14 млн человек (23,8%) ищут работу от одного до трех месяцев. Третья группа – так называемые застойные безработные, которые находятся в поиске больше года. Их доля составляет 19,3%, или 920 000 человек. В итоге в среднем в сентябре работу россияне находили примерно за 6,5 месяца. Это максимум с марта, когда на поиск новой работы уходило в среднем 7,1 месяца.

Примечательно, что в апреле показатель снизился до 5,7 месяца. Объясняют это аналитики именно ростом безработицы – только что вышедшие на рынок труда россияне называли короткие сроки поисков. С продолжением кризиса среднее время трудоустройства стало расти. Дольше всего работу ищут жители Карачаево-Черкесии, Чечни, Северной Осетии, Забайкальского края и Кабардино-Балкарии. Легче с поиском россиянам, проживающим в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Нижегородской областях и Татарстане.

Однако данные рекрутинговых компаний выглядят гораздо оптимистичнее. Так, исследование сервиса «Работа.ру», проведенное в августе, свидетельствует, что 34% безработных находят новое место в течение месяца. Еще 16% находят работу за 1–2 месяца, а 11% – за 2–3. Более трех месяцев находились в поиске 39% респондентов. «В целом в России пока еще рынок кандидата, – отмечает вице-президент по развитию группы компаний Ancor Алексей Миронов. – Это означает, что компании в большей степени заинтересованы в привлечении талантливых людей, чем когда бы то ни было. И многие работодатели испытывают с этим трудности». Приведенные в исследовании FinExpertiza данные, по его словам, обычно основаны на времени поиска работы теми, кто зарегистрирован на бирже труда. И, возможно, это не самые востребованные специалисты, считает он.

Цикл трудоустройства во многом зависит от квалификации специалиста и региона, в котором он проживает, замечает президент Superjob Алексей Захаров. «В крупных мегаполисах процесс поиска работы для человека занимает при его желании один день, если брать массовые специальности, – объясняет он. – Потому что, несмотря ни на что, спрос огромный.

Но в малом городе, если закрывается предприятие, у меня нет ни единого шанса найти работу по специальности. Соответственно, либо мне надо переезжать в условную Москву, где есть работа, либо мне нужно очень долго ждать, когда на другом предприятии освободится подходящая вакансия». Кроме того, по его словам, на сроки поиска работы сильно влияет сезонность. Осенью цикл трудоустройства обычно всегда короче, весной же люди отправляются на дачу сажать картошку и откладывают поиски. Хотя кризис в любом случае увеличивает сроки поисков. «Если цикл поиска работы до кризиса был неделя, то во время кризиса он превратился в месяц, – говорит Захаров. – Если месяц – то три. А если было три, то вообще может увеличиться до года. Замерить это невозможно».

«В этом году из-за коронакризиса среднее время поиска новой работы действительно увеличилось, – уверен коммерческий директор сервиса «Работа.ру» Владимир Корицкий. – Рынок труда после пандемии во многих областях стал рынком работодателей – возросла конкуренция за рабочие места среди соискателей, и теперь компании могут диктовать свои правила. Из-за этого среди соискателей вырос интерес к подработкам.

К октябрю доля россиян, желающих подрабатывать, достигла 89%». В кризис срок поиска работы увеличился только в тех отраслях, в которых были значительные сокращения, например в гостинично-ресторанном бизнесе, уточняет Миронов. В остальных – несущественно. «Люди, которые были востребованы до кризиса, по-прежнему востребованы и могут быстро найти работу, – уверен он. – Но в ряде сегментов, например в нефтяной отрасли, которая значительно пострадала, срок незначительно увеличился. Но связан он со снижением наймовой активности самих компаний».