В мини-маркетах цены за год выросли всего на 5,4%

Такую оценку дает новый продуктовый индекс, разработанный компанией «Эвотор»
Максим Стулов / Ведомости

IТ-компания «Эвотор» объявила о разработке собственного продуктового индекса на основании фактических данных о покупках. Правда, данные берутся только по продажам в несетевой торговле – так называемых мини-маркетах. По данным продуктового индекса «Эвотора», цены на продукты за год с января 2020 г. по январь 2021 г. выросли на 5,4%, а за два года – на 8,8%. При этом, даже по данным Росстата, цены на продовольствие за год выросли гораздо сильнее – на 7%.

Как пояснили «Ведомостям» в IТ-компании, новый индекс корректнее сравнивать с инфляцией на продовольствие без плодоовощной продукции, которая отсутствует в мини-маркетах. «В индекс включены только наиболее продаваемые в этих магазинах категории продуктов питания и товарных наименований, – говорит директор по развитию рекламных продуктов и монетизации данных «Эвотора» Игорь Оганесян.

При этом аналитики выбирали товары, которые широко представлены на территории всей России. Например, локальные бренды в индекс не вошли. Росстат использует иную методологию: собирает данные как в магазинах сетевой розницы, так и в магазинах традиционной торговли. Кроме того, список анализируемых категорий и товарных наименований у нас и Росстата различается».

При расчете индекса «Эвотор» использовал 187 товарных наименований из 47 ключевых продуктовых категорий. В частности, учитываются крупы, макароны, мука, сыр, масло, молоко, сметана, пельмени, полуфабрикаты из мяса, пресервы из рыбы и морепродуктов, шоколадные батончики, конфеты, пряники, вода, чай, кофе, напитки и др. За 2020 г., согласно индексу «Эвотора», сильнее всего подорожало растительное масло – на 47%. На втором месте оказались консервированные овощи (+23%). Затем следуют майонез (+18%), пшеничная мука (+17%) и гречка (+14%). Наблюдалось и снижение цен. Так, минеральная вода за год подешевела на 2%.

«Индекс «Эвотора» – это не продовольственная инфляция целиком, а только небольшой ее сегмент, так как в мини-маркетах обычно не продают мясо, овощи и фрукты на развес», – отмечает главный аналитик «Алор брокера» Алексей Антонов. А именно эти продукты составляют до половины стоимости потребительской корзины среднего домохозяйства. «Если добавить рост цен на мясо, овощи, фрукты, кулинарию, то вполне можем получить инфляцию около 10–15% в год, которая и окажется близка к непосредственно наблюдаемой, – считает Антонов. – Вообще, технология анализа информации из касс могла бы составить мощную конкуренцию данным государственных статведомств и быть намного более объективной, поскольку теоретически можно было бы собирать данные со всех касс. Это был бы наиболее полный массив данных, который только можно представить».

Еще более интересной, по его мнению, была бы подобная статистика от торговых сетей. «Но они не заинтересованы в оглашении информации о росте цен в своих магазинах, даже если этот рост связан не только и не столько с их маркетинговой стратегией, – говорит Антонов. – Для тех, кто пытается навскидку оценить инфляцию на розничные товары, предлагаю обратить внимание на тот факт, что популярные в начале 2000-х магазины «все по 10 руб.» за 20 лет превратились в магазины «все по 150 руб.» и «все по 300 руб.».

Управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский считает все государственные расчеты инфляции недостоверными. «Не включаются так называемые высоковолатильные компоненты – то, чем люди пользуются каждый день, как бы это удивительно ни звучало», – объясняет он. Реальная инфляция, по его словам, измеряется двузначными цифрами – от 17 до 22% в год. Поэтому необходимость в альтернативных расчетах есть. В США, к примеру, эту роль выполняет Everyday Price Index. Но индекс «Эвотора», по мнению аналитика, вряд ли сможет стать такой альтернативой.