Вала банкротств после отмены моратория не произошло
В I квартале 2021 года о несостоятельности заявило на 10% компаний меньше, чем годом ранееРовно год назад, 4 апреля, правительство ввело мораторий на банкротство, рассчитывая остановить массовую ликвидацию компаний из-за введения режима самоизоляции. До октября суды отказались принять исковые заявления от кредиторов в отношении более 2 млн компаний и индивидуальных предпринимателей. После этого для наиболее пострадавших отраслей мораторий был продлен еще на три месяца – до 7 января. Однако вала банкротств, прогнозируемого многими экспертами, не произошло.
«По предварительным данным, в экономике зафиксировано порядка 2250 банкротств юридических лиц по итогам первых трех месяцев 2021 г., а годом ранее эта цифра составляла порядка 2500 юрлиц-банкротов», – подсчитал для «Ведомостей» ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Алексей Рыбалка.
Это означает, что кредиторы не бросились истребовать долги с должников через процедуру банкротства сразу после отмены моратория. «За первые два с половиной месяца зафиксировано около 760 таких заявлений в отношении компаний, которые с апреля по январь были защищены мораторием (по итогам первых трех недель после снятия моратория таких заявлений было порядка 320). Если сравнить данную цифру с по меньшей мере 2000 потенциально отложенных банкротств по итогам 2020 г., то на текущий момент вала корпоративных банкротств статистика не демонстрирует», – констатирует Рыбалка.
2250 банкротств
юридических лиц зафиксировано, по предварительным данным, по итогам первых трех месяцев 2021 г., а годом ранее эта цифра составляла около 2500 юрлиц-банкротов
По данным Минэкономразвития, по итогам действия моратория на подачу кредиторами заявлений о банкротстве количество банкротств компаний за 2020 г. снизилось на 20% и составило менее 10 000 случаев. Вместе с мораторием была введена процедура судебной рассрочки, которую можно было получить, подав заявление в суд во время действия моратория. Это дало возможность получить отсрочку по платежам на срок до трех лет. «Мораторий сыграл свою роль, на которую мы рассчитывали, – подчеркивает заместитель министра экономического развития Илья Торосов. – Мораторий, судебная рассрочка, льготное кредитование и другие меры поддержки в целом помогли бизнесу пережить трудные времена».
Изменилось не только количество обращений в суд о признании банкротом, но и отношения должников и кредиторов: теперь они готовы пойти на реструктуризацию и рассчитывают договориться. «Пострадавшие от коронакризиса компании по-прежнему испытывают трудности, однако намерены справиться с ними посредством реструктуризации задолженности, – отмечает вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова. – 70,6% компаний, для которых характерны финансовые трудности, в данный момент рассчитывают найти выход из ситуации, договариваясь с кредиторами. Готовность договариваться есть и со стороны последних – 63,8% из них отметили, что не планируют подавать заявление о банкротстве своих контрагентов-должников и намерены договариваться с ними».
Несмотря на первую положительную динамику, эксперты отмечают, что банкротство – это растянутая во времени процедура, а значит, риски массовых объявлений о несостоятельности сохраняются. «Банкротный мораторий помог 32% компаний договориться с кредиторами о реструктуризации долга, но 64% только выиграли время для разрешения финансовых трудностей, однако реструктурировать задолженность им не удалось», – предупреждает Папченкова.