Вести бизнес в России за год пандемии стало безопаснее

Заметно снизилась доля предпринимателей, считающих бизнес рискованным занятием
Около 56% предпринимателей сообщили, что за год пандемии обороты их бизнеса просели. У 20% респондентов они, наоборот, выросли/ Максим Стулов / Ведомости

Сегодня три четверти представителей малого и среднего бизнеса считают, что вести свое дело в России рискованно. В феврале 2020 г. таких было больше 90%. Об этом свидетельствуют результаты опроса более 7000 предпринимателей, проведенного «Тинькофф бизнесом» в марте.

Самые распространенные риски, которые называли предприниматели, – рост налоговой нагрузки, чрезмерное регулирование со стороны государства и влияние санкций. По сравнению с прошлым годом на налоги теперь жалуются меньше (51% против 62% в прошлом году), как и на излишнее внимание государства (43% против 49%). А вот санкции вызывают большее беспокойство (40% сейчас против 30% год назад). Главное же отличие от прошлогоднего опроса состоит в том, что теперь к числу рисков добавились сложности из-за карантинных мер. Причем карантинный риск оказался лидером списка – на него указали 53% респондентов.

Предприниматели также отмечают, что по сравнению с прошлым годом выросло количество проверок со стороны госструктур: на них жалуются 18% представителей малого и 28% среднего бизнеса, тогда как в 2020 г. таковых было 7 и 8% соответственно. О том, что с проверками к ним приходят «несколько раз в год», заявили 35% представителей малого и 40% среднего бизнеса, тогда как в прошлом году таковых было по 17%.

7000 предпринимателей

опросил «Тинькофф бизнес» в марте в рамках своего исследования

«Проверки государства, безусловно, требуют особого контроля внутреннего документооборота, – отмечает генеральный директор INPRO.digital Виталий Арбузов. – Однако одновременно это стимулирует предпринимателей грамотно оформлять необходимые бумаги и акты. Более того, учитывая внедрение цифровой экосистемы, процесс проверки и ведения документов в ближайшем будущем станет легче».

Большинство споров с госструктурами решались мирным путем. Только 8% малого и 18% среднего бизнеса доходили до суда. И чаще эти дела заканчивались в пользу государства. Зато стало заметно меньше предпринимателей, испытывающих трудности с законодательством. Если в прошлом году не испытывали трудности 10% респондентов, то в этом – уже 55%. Чаще всего предприниматели жалуются на налоговое законодательство, но лишь 38% сейчас против 55% в 2020 г. Предприниматели также стали реже испытывать проблемы в уголовном праве: 1% против 11% соответственно.

Около 56% предпринимателей сообщили, что за год пандемии обороты их бизнеса просели. У 20% респондентов они, наоборот, выросли, и еще столько же не увидели изменений. Чтобы справиться с проблемами, 46% бизнеса перешли в онлайн, а 8% начали продавать товары на маркетплейсах. Еще 22% компаний признались, что сократили штат. Тех, кто его увеличил, оказалось 11%. Пришлось закрыть некоторые точки продаж 16% респондентов, тогда как открыли дополнительные точки только 9%. Еще 19% опрошенных полностью сменили сферу деятельности.

«Мы видим, что многие компании малого и среднего бизнеса восстановились достаточно быстро, и их обороты уже превышают уровни допандемийного 2019 года, – говорит вице-президент «Тинькофф», директор «Тинькофф бизнеса» Федор Бухаров. – Нет никаких предпосылок для того, чтобы этот рост замедлился: большинство компаний сумело приспособиться к новым условиям».

Авторы исследования также отмечают, что за прошедший год число МСП выросло на 1,4%, хотя по сравнению с 2019 г. их сейчас на 2,4% меньше. «По различным источникам количество субъектов МСП сократилось от 2,4 до 4,2% по сравнению с 2019 г., – отмечает партнер консалтинговой компании Rights Business Standard Владимир Красильников. – Поддержка государства в виде субсидий для малого и среднего бизнеса, налоговых каникул и других льгот хоть и не смогла спасти всех, но удержала на плаву достаточно большое количество субъектов. Однако нельзя утверждать, что в ближайшее время мы увидим резкое увеличение МСП: не все сферы восстановились, а риски все так же высоки». По его словам, с одной стороны, рынок покинуло большое количество игроков, открыв возможности для новых, с другой – конкурировать стало сложнее.

«Сейчас в России объем малого и среднего бизнеса далек от идеального, – констатирует член генерального совета «Деловой России» Анна Надобных. – Чтобы остановить предшествующую стагнацию этого сектора, необходимы не только меры финансовой поддержки, но и снижение влияния компаний с государственным участием на рынок. Малый и средний бизнес вынужден конкурировать не только с частными корпорациями, но и с монополистами, обладающими доступом к государственным ресурсам».

По мнению члена генерального совета «Деловой России» Максима Лалакина, поскольку в модели российской экономики высок удел госучастия, то и малый и средний бизнес так или иначе завязан на государство. «Поэтому госпомощь таким предприятиям и предпринимателям должна быть увеличена», – считает он.