Поправки в закон «О рекламе» угрожают действующим контрактам

Они фиксируют форму договора на установку конструкций
Поправки защитят права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы /Евгений Егоров / Ведомости

Законопроект «Об изменениях в статью 19 закона «О рекламе» (№ 1124570-7) принят в первом чтении, следует из системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы. Документ расширяет перечень оснований для отказа или аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В перечень таких оснований предлагается включить пункт об отсутствии договора на установку и эксплуатацию с собственником недвижимого имущества. Сейчас такой договор необходим лишь при получении разрешений для рекламоносителей, которые ставят на государственном и муниципальном имуществе. Авторы законопроекта планируют сделать требование обязательным для договоров с частными собственниками.

Поправки понадобились, чтобы защитить права собственников многоквартирных домов от незаконной установки рекламы, объяснил «Ведомостям» автор поправок, директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Леонид Золотов.

Если закон вступит в силу в том виде, в котором прошел первое чтение, под его действие попадут не только установки на многоквартирных домах, но и конструкции на частных территориях. В том числе пересмотр может коснуться 10-летнего контракта на размещение 3000 рекламоносителей, заключенного РЖД с компанией «Олимп», принадлежащей крупнейшему в России оператору наружной рекламы – группе Russ Outdoor. «Олимп» стал победителем торгов осенью 2020 г., получив право размещать рекламу на всей инфраструктуре РЖД: рекламоносителях в полосах отвода железнодорожного полотна, в поездах дальнего следования и электричках, на вокзалах и привокзальных территориях, а также на Московском центральном кольце.

Формально контракт РЖД и «Олимпа» не отвечает требованиям, которые законопроект устанавливает для договоров, которые могут быть основанием для получения разрешений на установку и эксплуатацию конструкций на частных территориях. Потому что этот контракт является рамочным договором, а не договором, предусматривающим установку рекламных конструкций в конкретных местах. Это следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского председателю правления РЖД Олегу Белозерову от 24 марта этого года (есть в распоряжении «Ведомостей»). К такому выводу антимонопольное ведомство пришло, проанализировав положения генерального договора ЗАО «Олимп» с ОАО «РЖД», говорится в письме Шаскольского. Разбирательство по рекламным торгам монополии ФАС начала в декабре 2020 г. после обращения от ООО «Спецавтотранс», ООО «Траектория», ООО «Алтексстройинвест» и ООО «Главпоставка», которые просили возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и подать иск о признании недействительным конкурса и заключенного по его итогам договора с «Олимпом».

«Нормы принятого в первом чтении законопроекта создают возможность аннулировать разрешения на отдельно стоящие рекламные конструкции, установленные в полосах отвода железных дорог, – считает член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе ФАС юрист Дмитрий Крючков. – Общий договор об использовании имущественных комплексов, заключенный монополией, не является договором на установку и эксплуатацию конструкций и не может быть основанием для получения разрешений».

Рекламоносители внутри вокзалов эта ситуация не затронет, а по наружным конструкциям, для которых необходимы разрешения органов местного самоуправления, придется перезаключать договоры через процедуру новых торгов, уверен Крючков.

Поправки существенно расширяют список оснований для отказа в выдаче или аннулировании разрешений, соглашается руководитель группы антимонопольной практики адвокатского бюро Art De Lex Оксана Павлухина: «Они делают основанием для получения любого разрешения на государственном, муниципальном или частном имуществе только форму договора, закрепленную в законе «О рекламе». «Олимп» и РЖД, между которыми заключен договор неустановленного образца, могут привести его в соответствие с требованиями закона, зафиксировав места и адресную программу в приложениях, заключение которых не обязательно проводить через процедуру торгов».

Павлухина отмечает, что новые нормы в состоянии усложнить «Олимпу» работу по договорам с рекламодателями, которые обычно верифицируют согласие собственника недвижимого имущества на размещение рекламы.

Выручка сети рекламоносителей, расположенных на территориях РЖД, достигала в 2019 г. 2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Ранее по рекламному контракту с РЖД работала компания «Лайса», в 2019 г. вошедшая в группу Russ Outdoor. По данным Admetrix, на начало 2019 г. АО «Лайса» и ООО «Лайса диджитал» (размещало цифровые рекламные конструкции по договору с АО) располагали 100 суперсайтами формата 5 х 15 м и 34 конструкциями 3 х 6 м. Выручка АО «Лайса» составила 1 млрд руб. (2020 г.) против 1,18 млрд (2019 г.), при этом компания показала чистый убыток в 6,6 млн руб. против чистой прибыли в размере 143,6 млн руб. годом ранее. Выручка ООО «Лайса диджитал» составила 99,7 млн руб. (2020 г.) против 849,3 млн (2019 г.), а чистая прибыль – 24,1 млн и 368,1 млн руб. соответственно.

В группе Russ Outdoor отказались комментировать законопроект. На отправленный в РЖД запрос «Ведомости» ответа не получили.