Покупательная способность доходов россиян сократилась
Показатель упал по большинству социально значимых продуктов питанияПокупательная способность среднедушевых денежных доходов россиян в первом полугодии 2021 г. сократилась по 14 из 24 социально значимых продуктов питания по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., следует из данных Росстата.
Показатель снизился по моркови (-30,5%), картофелю (-27,5%), сахарному песку (-26%), маслу подсолнечному (-15%), яйцам куриным (-14%), маргарину (-7%), курам охлажденным и мороженым (-4,5%), муке пшеничной (-3,7%), вермишели (-3%) и рису (-2,3%). Еще по четырем продуктам – чаю черному байховому, баранине, хлебу ржаному и ржано-пшеничному – покупательная способность сократилась менее чем на 1%. По хлебу и булочным изделиям из пшеничной муки показатель увеличился также незначительно. Более заметно покупательная способность выросла по свинине (+1%), капусте свежей белокочанной (+2%), говядине (+2%), рыбе замороженной кроме лососевых пород и рыбного филе (+3%), маслу сливочному (+4%), соли поваренной пищевой (+5,4%), яблокам (+6,1%), молоку питьевому (+7,4%) и луку репчатому (+16,7%).
Перечень социально значимых продуктов питания утвержден правительством. Покупательная способность отражает возможности населения по приобретению товаров и услуг. Показатель выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. То есть индикатор показывает, какое количество определенного продукта можно приобрести при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели.
Несмотря на падение покупательной способности, реальные располагаемые денежные доходы россиян (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на инфляцию), по данным статистического ведомства, выросли в первой половине 2021 г. на 1,7% в годовом выражении. Номинальные денежные доходы в среднем на душу населения во II квартале составили 37 866 руб., что на 14,6% больше аналогичного периода прошлого года. Инфляция в России в июне 2021 г. составила 6,5% в годовом выражении, цены на продовольственные товары выросли на 7,9%, на плодоовощную продукцию – на 11,2%.
На среднюю цену товара влияет не только общая экономическая ситуация, но и многочисленные конъюнктурные факторы, включая ажиотажный спрос, появление новых и исчезновение старых товаров, сезонные колебания цен, внешнеторговые факторы и изменение логистической структуры в регионе, отметил представитель Росстата. Кроме этого по части товаров изменение покупательной способности идет волнообразно. Например, на яйца, подсолнечное масло, сахар она снизилась вследствие ажиотажного спроса, отметил представитель Росстата. При расчете покупательной способности за более длинный период, например за год, действие краткосрочного взлета цен ослабнет. «Это хорошо заметно на динамике покупательной способности за 2020 г., когда мы наблюдали аналогичные явления», – напомнил представитель статистического ведомства.
В условиях пандемии одним из главных вызовов как для российского, так и для глобального рынка стал рост мировых цен на продовольствие, заявил «Ведомостям» представитель Минсельхоза. Он напомнил, что для его сдерживания правительством были приняты комплексные меры – это позволило снизить или минимизировать рост оптовых цен на зерно, масличные, мясо-молочную и хлебопекарную продукцию, крупы, овощи и прочие товары. Кроме того, по его словам, предусмотрены дополнительные меры для стабилизации ситуации с ценами в дальнейшем, в том числе формирование запасов зерна и сахара в интервенционном фонде, введение пошлины на экспорт подсолнечного масла и другие механизмы.
«Благодаря системному подходу экономическая доступность продовольствия для населения будет улучшаться, и в дальнейшем ожидается, что динамика цен на базовые продукты питания останется в пределах многолетних значений», – оценил представитель министерства.
Различия в динамике покупательной способности и реальных денежных доходов объясняется тем, что последние учитывают более широкий спектр цен: там шире периметр регистрируемых продовольственных товаров, учитываются непродовольственные товары и услуги, отмечает главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Кроме того, разница усиливается тем, что именно в продовольствии был самый быстрый рост цен: в июне он составил 7,9% год к году против 7% в непродовольственных товарах и 4% в услугах, напомнил он.
По оценкам Исакова, реальные располагаемые денежные доходы по итогам II квартала были ниже аналогичного периода доковидного 2019 года на 0,8%. «Следует ожидать, что в III квартале 2021 г. доковидные уровни будут достигнуты и превышены», – добавил Исаков. При этом, по словам эксперта, статистика по денежным доходам не вполне учитывает рост сбережений населения на брокерских счетах и это приводит к определенной недооценке общей суммы доходов.
Доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев согласен с тем, что снижение покупательной способности связано в первую очередь с опережающим ростом цен на продовольствие при более низкой динамике денежных доходов. Если есть динамичный экономический рост и он приводит к росту зарплат, то это означает, что будут расти и реальные располагаемые доходы, и покупательная способность доходов, считает он. «Тут должно действовать два фактора: экономическая политика, которая способствует экономическому росту и повышению доходов, и второе – чтобы эти доходы не обесценивались инфляцией», – констатирует он.