Бюджетное правило планируют донастроить

Власти решили смягчить бюджетную политику
При нестабильной мировой экономике необходимы дополнительные меры поддержки населения / Андрей Гордеев / Ведомости

В правительстве решили смягчить бюджетную политику – донастроить параметры бюджетного правила в пользу увеличения расходов. В частности, планируется пересмотреть принцип так называемого структурного первичного дефицита. Этот показатель – часть бюджетного правила, он устанавливает максимально допустимый объем расходов федерального бюджета.

Сейчас согласно Бюджетному кодексу (БК) он определен в абсолютном значении – 585 млрд руб. Планируется смоделировать этот показатель таким образом, чтобы он коррелировал с ростом экономики. В частности, в правительстве предлагают установить размер структурного первичного дефицита в 0,5% ВВП. Об этом «Ведомостям» рассказал знакомый с ситуацией собеседник, информацию подтвердили два близких к правительству источника.

На следующий год объем экономики прогнозируется на уровне 133,3 трлн руб., следует из последних оценок Минэка. 0,5% от этой суммы – 670 млрд руб. Таким образом, благодаря донастройке правила расходы следующего года можно будет увеличить примерно на 80 млрд руб. – при условии, что поправки в БК будут одобрены Госдумой. Изначально норма о структурном дефиците появилась в ответ на необходимость выделить дополнительные расходы в бюджете на нацпроекты – в 2018 г. Был сформирован так называемый «фонд развития инфраструктуры» – как инструмент управления нацпроектами, который, по сути, и состоял из дополнительного финансирования за счет расширения предельного объема расходов на величину первичного структурного дефицита. Впоследствии «фонд развития» был исключен из периметра инструментов управления нацпроектами, но норма о структурном дефиците в Бюджетном кодексе осталась.

Структурный первичный дефицит определяется как разница между суммой ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов (от продажи нефти по цене отсечения, в этом году она составляет $43,3 за баррель Urals) и общим объемом расходов федерального бюджета. На 2021 г. его уровень был временно расширен в качестве антикризисной меры. Его увеличили с 585 млрд до 1,46 трлн руб. Благодаря этому объем расходов удалось нарастить на 875 млрд руб. Ранее Минэк предлагал продлить такое отступление от бюджетного правила на 2022–2023 гг., писали «Ведомости». В Минфине, однако, с 2022 г. планировали вернуть бюджетное правило к нормальным параметрам – об этом неоднократно говорил министр финансов Антон Силуанов.

На совещании у президента в конце прошлой недели его помощник Максим Орешкин высказал ряд замечаний к проекту бюджета на 2022–2024 гг., который был одобрен правительством 21 сентября. Претензии Орешкина касались прежде всего расходов бюджета на следующий год – он предлагал нарастить их на существенную величину.

Представители Минфина и аппарата правительства не ответили на запросы «Ведомостей».

Бюджет на следующий год сверстан с профицитом в 1,4 трлн руб., следует из его основных характеристик, опубликованных на сайте правительства. Доходы ожидались на уровне 25 трлн руб. Расходы планировались на уровне 23,6 трлн.

Смягчение политики

Минфин в неформальных коммуникациях иногда описывал норму о предельных расходах именно через долю ВВП, напомнил директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Например, в презентации к федеральному бюджету на 2020–2022 гг. величина структурного первичного дефицита представлена как около 0,5% ВВП.

При этом в БК его значение всегда было сформулировано в рублях, причем показатель оставался практически неизменным на горизонте до 2024 г. Это гарантировало постепенное уменьшение уровня структурного дефицита по отношению к объему экономики, а после 2024 г. он должен был обнулиться, продолжил Куликов. Если формулировка правила изменится до 0,5% ВВП в БК, это будет означать более высокие предельные расходы в рублях – почти на 100 млрд в 2022 г. и уже ближе к 200 млрд в 2024 г., т. е. около 400 млрд за три года, подсчитал эксперт. Если же структурный первичный дефицит на уровне 0,5% получит статус постоянного, то мы увидим смягчение бюджетной политики и за горизонтом 2024 г., резюмировал экономист.

Изменение формулы с абсолютного значения к доле от ВВП – рациональное решение, полагает главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Такой подход к правилу лучше согласуется с общими принципами бюджетной политики, пояснил эксперт. Например, пороговые значения по накоплению ФНБ также сформулированы в процентах от ожидаемого размера экономики (ликвидные активы должны быть не менее 7% ВВП), уточнил экономист.

28 сентября президент России Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам не исключил дополнительных мер поддержки россиян. «В том числе имею в виду и единовременные выплаты семьям, в которых растут школьники, а также всем российским пенсионерам, военнослужащим, курсантам, сотрудникам правоохранительных органов», – пояснил президент. По его словам, ситуация в мировой экономике до сих пор нестабильна. Это, по мнению президента, нужно учитывать «как на этапе принятия закона о бюджете, так и, конечно, в ходе его исполнения, чтобы своевременно, оперативно вносить коррективы». В частности, по возможности запускать дополнительные меры поддержки населения.

Структурный первичный дефицит определяется как разница между суммой ненефтегазовых и базовых нефтегазовых доходов (от продажи нефти по цене отсечения, в этом году она составляет $43,3 за баррель Urals) и общим объемом расходов федерального бюджета.