Налоговиков обязали отозвать штрафы за невозврат валютной выручки

Инспекции пока не отказались от претензий к бизнесу, хотя оснований для них уже нет
До отмены с 1 июля обязанности о возврате – репатриации – валютной выручки экспортеры должны были зачислять ее как в иностранной валюте, так и в рублях на счета в российских банках/ Александра Астахова / Ведомости

ФНС поручила своим инспекциям снять с экспортеров требования об уплате штрафов за невозврат валютной выручки. Об этом говорится в письме службы за подписью заместителя ее руководителя Виктора Бациева («Ведомости» с ним ознакомились).

С 1 июля был снят запрет на зачисление выручки на счета в иностранных банках для несырьевых экспортеров и поставщиков услуг за рубеж, напоминает Бациев. В связи с изменениями законодательства налоговым органам – во избежание формирования отрицательной судебной практики – необходимо прекратить исполнение по всем производствам о назначении административного наказания, запущенным в том числе до вступления в силу закона.

Управлениям по регионам и межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам также поручается довести решение до нижестоящих налоговых органов, следует из письма Бациева. Законы о смягчении или отмене административной ответственности имеют обратную силу (ч. 2 ст. 1.7 и ст. 31.7 КоАПа). В этом случае, если наказание еще не исполнено, оно должно быть отменено.

До отмены с 1 июля обязанности о возврате – репатриации – валютной выручки экспортеры должны были зачислять ее как в иностранной валюте, так и в рублях на счета в российских банках. Компании обязаны заранее сообщать банкам о сроках расчетов по сделкам согласно внешнеторговым контрактам. Если деньги приходили в банк с опозданием, бизнес штрафовали.

Санкций не удавалось избежать, даже если после зачисления на счет за рубежом деньги были конвертированы в другую валюту и переведены в Россию. Высокие штрафы в 75–100% от суммы сделки министр финансов Антон Силуанов называл «сумасшествием». Самый большой риск при нарушении требования о возврате валютной выручки – уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам).

Разъяснения полезны для единого понимания ситуации налоговыми органами на местах, «учитывая, насколько сложен для интерпретации валютный закон и как часто в него вносятся поправки», подчеркнула руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. «Слишком высокие штрафы создавали чрезмерные риски продолжения деятельности за рубежом, а также угрозы разорения компаний, которые допустили не настолько общественно опасные нарушения, чтобы взыскивать с них почти всю выручку», – отмечает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Компании, которые уже перечислили штрафы после 1 июля, вправе вернуть деньги, подав заявление в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса) и это подтверждено практикой Верховного и Конституционного судов, указывает юрист. Причем, если инспекция откажет, компания вправе обратиться в суд с жалобой на отказ, уточнил Зарипов.

500 млн руб.

составила общая сумма взысканий по ч. 1 ст. 15.25 КоАПа (нарушение ­валютного законодательства) за январь – июль 2021 г., оценила «Пепеляев групп» на основе картотеки арбитражных дел. Средняя сумма штрафа в этот период составила 308 000 руб. По расчетам, лишь в 13% дел суд ­проявил снисхождение к нарушителям. Суды отменили штраф или заменили на предупреждение в 6,5% (128 дел), уменьшили штраф в 6,3% (99 дел)

Государство планирует постепенно перейти от контроля к проверке только сомнительных операций, к применению так называемого риск-ориентированного подхода. Инициатором ослабления валютного контроля традиционно выступал Минфин. Банк России указывал на риски дестабилизации платежного баланса.

Впервые в целесообразности возврата валютной выручки усомнился в 2017 г. Силуанов. Он подчеркивал, что смысла в репатриации мало, так как после перевода в Россию деньги все равно можно вывести из страны. Валюта может быть вложена в иностранные ценные бумаги, выведена как заем или просто переведена на счет в банке за рубежом. Чрезмерные требования тормозят развитие экспорта, увеличивают издержки компаний, а в ряде случаев ведут к неправомерной уплате штрафов, подчеркивал Силуанов.

После отмены требования репатриации выручки для несырьевых отраслей Минфин предложил поэтапно отказаться применять это правило и к добывающим компаниям. Ведомство, согласно опубликованному в сентябре законопроекту, предложило растянуть отмену возврата выручки из-за границы на несколько этапов. По плану Минфина с 2022 г. сырьевых экспортеров можно было бы освободить от обязанности репатриации до 10% выручки, с июля 2022 г. – до 20%, с 2023 г. – 30%, с июля 2023 г. – 50%, с 2024 г. – всей суммы.

Хотя позитивная тенденция очевидна, «сильно радоваться экспортерам не стоит», полагает Левашенко из РАНХиГС. По ее мнению, несмотря на снятие требований о репатриации, государство по-прежнему контролирует сроки и факт исполнения внешнеторгового контракта. «На практике остается много вопросов: например, как российским экспортерам подтвердить надлежащее исполнение обязательств по контракту, если их контрагент обанкротился? Какие доказательства потребуются? А главное – почему российская компания, которая и так вследствие бизнес-рисков потерпела убытки, вынуждена еще и бороться с рисками наступления ответственности по валютному законодательству?» – отмечает Левашенко.