ФНС создаст соцсеть для обмена налоговой тайной
Для этого Минфин планирует упростить передачу закрытых сведенийМинфин предложил усовершенствовать институт налоговой тайны – инициатива вошла в проект Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. Представитель министерства пояснил «Ведомостям», что речь идет о планах узаконить передачу налоговой тайны по заявлению ее собственника. Фактически компаниям будет предоставлено право распоряжаться налоговой тайной по своему усмотрению через налоговые органы. Переданы будут только те данные, доступ к которым открыл налогоплательщик, и исключительно тем, кому он разрешил, подчеркнул представитель Минфина. Инициатива рассматривается в ответ на современные потребности налогоплательщиков, уточнил собеседник «Ведомостей». Они не всегда готовы раскрывать информацию в режиме общего доступа – как предполагает действующий сегодня механизм, но при этом заинтересованы в передаче данных узкому кругу доверенных лиц, пояснил представитель Минфина.
Соцсеть для бизнеса
Ранее начальник контрольного управления ФНС Максим Чаликов анонсировал запуск сервиса, который должен будет расширить возможности оценки предпринимательских рисков. С таким заявлением он выступил на конференции образовательного проекта «Поддержка», видеозапись с мероприятия была опубликована 9 июня. «Зная о проблеме отсутствия актуальной информации о потенциальных контрагентах на этапе заключения договорных отношений, мы решаем эту проблему созданием определенного сервиса, который позволил бы, не нарушая нормы ст. 102 НК (о налоговой тайне), доводить информацию, которой мы распоряжаемся, в личный кабинет каждого налогоплательщика», – рассказал тогда Чаликов. Он уточнил, что система будет работать по принципам социальной сети. Налогоплательщик для получения информации о контрагенте сможет «постучаться» в его личный кабинет и получить необходимую для себя информацию. «Сейчас это решение уже в опытной эксплуатации», – говорил Чаликов на конференции. Условное название сервиса – «Климат-контроль», уточнил он.
ФНС планировала запустить «Климат-контроль» уже к концу 2020 г., указано в Паспорте проекта развития автоматизированной системы «Налог 3». Сервис предназначен как для компаний на общей системе налогообложения, так и для бизнеса на спецрежимах и индивидуальных предпринимателей, следует из документа. Пресс-служба ФНС не ответила на вопросы «Ведомостей».
Польза и риски
Обмен налоговой тайной действительно потенциально очень интересный компаниям сервис – например, для более качественной реализации принципа «знай своего контрагента», заявил «Ведомостям» представитель Российского союза промышленников и предпринимателей. При этом активное внедрение услуги не должно привести к повышению административной нагрузки на бизнес, добавил он, например к необходимости давать множество разрешений на доступ к налоговой тайне для каждого конкретного контрагента. В запуске сервиса заинтересованы участники госзакупок, честные компании высококонкурентных отраслей, которые надеются на защиту от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счет налоговой экономии, отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Что такое налоговая тайна
Налоговую тайну составляют любые, кроме общедоступных, сведения, полученные налоговыми и таможенными органами, полицией и следствием, а также внебюджетными фондами. В частности, это первичные документы бухгалтерии, налоговые декларации, закрытая финансовая документация, документы о движении активов, персональные данные работников.
Налоговая служба с 2018 г. ежегодно раскрывает данные предприятий, не составляющие налоговую тайну: о доходах, расходах, суммах уплаченных налогов, численности сотрудников. Но в выборке не все компании. ФНС объясняла, что публикует данные только хозяйственных товариществ и обществ, а из-за санкций не раскрывает данные крупнейших налогоплательщиков, стратегических компаний, предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также ФНС ведет отдельный ресурс на основе бухгалтерской отчетности, который тоже отражает данные не по всем компаниям.
Идея актуальна в свете обеления отдельных отраслей, согласен исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Кроме этого на данный момент доступ к налоговой тайне существенно ограничен даже для госструктур. Институты развития, большинство ведомств, не говоря уже о банках, не имеют возможности ознакомиться с налоговой историей потребителей своих услуг – только с согласия налогоплательщика, пояснил Шубин. Либерализация законодательства о налоговой тайне – это шаг вперед по созданию систем обмена данными, построению скоринга для получения налогоплательщиками различных услуг, в том числе от государства, продолжил он. В частности, субсидий, заранее предодобренных кредитов и др., резюмировал Шубин.
Впрочем, компании уже сейчас могут раскрывать налоговую тайну по личной инициативе, например показывать конкретным контрагентам налоговые декларации и/или выписки из книги покупок/продаж, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG в СНГ Галина Акчурина.
ФНС активно продвигает добровольный отказ от налоговой тайны в проектах по обелению определенных отраслей и борьбы с недобросовестной конкуренцией. Первыми с 2017 г. начали делиться конфиденциальными сведениями экспортеры зерна и другие игроки сельхозрынка, подписав Хартию АПК. В обмен на раскрытие части налоговой тайны компания получает доступ к аналогичным данным других игроков. Выявив разрыв по НДС, налоговая направит уведомления всем участникам цепочки, подписавшим согласие на раскрытие налоговой тайны. На решение сомнительной ситуации дается один месяц. Сейчас ФНС активно продвигает аналогичные проекты в сфере профессиональной уборки (клининга) и техобслуживания помещений – реестр «Белый.ФМ», а также перевозок – Хартия АТС.
На практике инициатива нередко приводит к принуждению участников рынка раскрывать налоговую тайну под угрозой отказа в сотрудничестве, рассказала Акчурина. Налоговые инспекции также настоятельно рекомендуют крупным заказчикам услуг клининга выбирать поставщиков из реестра «Белый.ФМ», сообщали «Ведомости».
Статья 54.1 НК, по которой проходит большинство выездных проверок, требует от бизнеса «осмотрительности» при выборе поставщиков и заключении сделок. «Если подрядчик оказался недобросовестным налогоплательщиком, инспекция часто предъявляет претензии заказчику, начисляя ему налоги, которые не заплатил контрагент», – отмечает Данилов-Данильян. Поэтому сервис будет выгоден и заказчикам, которые не хотят рисковать, заключая сделки «непонятно с кем», отмечает он.
Главный вопрос в другом, возражает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Раз у налогового органа достаточно информации, что компания является однодневкой, то почему нет реакции или такая реакция наступает через несколько лет?» Польза от нового сервиса будет только при гарантии, что к компаниям не возникнет налоговых претензий, если, по данным сервиса, у контрагента нет признаков технической компании, подчеркивает Акчурина. Раскрытие налоговой тайны может лишить бизнес коммерческих преимуществ, предупредил Костальгин. Например, у молодых предприятий формально нет бизнес-истории, и многие будут отказываться с ними работать. Другой риск – заказчик, узнав, что у потенциального поставщика мало людей в штате, может настаивать на снижении цены за услуги.