Китай ввел жесткий карантин в отношении экипажей морских судов

В море после истечения контракта находится не менее 250 000 человек
Проблемы со сменой экипажей не должны оказывать критического влияния на скорость обработки судов в портах КНР и соседних стран / Carlos Garcia Rawlins / Reuters

Власти Китая ввели обязательный семинедельный карантин для возвращающихся из рейсов китайских моряков, а также запретили проводить смену экипажа в портах КНР, чтобы предотвратить возможное распространение коронавируса. Судам, которые провели смену экипажа в другом месте за пределами Китая, приходится ждать две недели. Чтобы подстроиться к требованиям Пекина, судовладельцам приходится перенаправлять корабли для смены экипажа в некитайские порты, задерживая таким образом доставку товаров и затягивая кризис в глобальной цепочке поставок. Об этом сообщил 25 ноября Bloomberg со ссылкой на морские транспортные компании и рекрутеров.

Ограничения в первую очередь направлены на китайских матросов. Власти требуют от них карантина в течение трех недель до их возвращения в Китай, затем еще две недели в порту прибытия и, наконец, две недели в их провинции, прежде чем они смогут воссоединиться со своими семьями, уточняет управляющий директор Singhai Marine Services, одного из крупнейших китайских агентов по набору экипажей для судовладельцев, Теренс Чжао. Он добавил, что санитарные правила меняются постоянно, причем нюансы зависят от эпидемической ситуации в конкретном порту. Чжао считает, что ситуация будет только усугубляться, так как ожидается, что Пекин дополнительно ужесточит санитарные меры в канун зимней Олимпиады-2022, которая пройдет в китайской столице в феврале.

Китайские власти не разрешают более чем трем китайским морякам сходить на берег, их возвращение домой растягивается на месяцы после того, как они покидают суда, добавляет Бьорн Хойгаард, главный исполнительный директор базирующейся в Гонконге Anglo-Eastern Univan Group (одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся на обслуживании судов) и председатель Ассоциации судовладельцев Гонконга. Он отметил, что сейчас у Anglo-Eastern 800 из 16 000 действующих членов экипажа просрочили свои смены, а более 100 находятся на судах более 11 месяцев – максимальное время, разрешенное международным правом. Иностранным морякам, по его словам, вовсе не разрешается сходить на берег в Китае даже для срочной медицинской помощи, которую им приходится получать в соседних государствах – в частности, Южной Корее, сообщил Хойгаард.

Как сообщается в ежегодном обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в июле 2021 г. число членов экипажей коммерческих судов, оставшихся на борту после истечения срока действия их контракта, составляло около 250 000 человек и эта цифра, отмечается в обзоре, имеет тенденцию к увеличению, точные данные на ноябрь пока неизвестны.

Euronav NV, один из крупнейших в мире владельцев нефтяных супертанкеров, уже потратил в этом году дополнительно около $6 млн на устранение сбоев, связанных с проблемами смены экипажа из-за карантинов в портах КНР. Сейчас, по словам исполнительного директора компании Хьюго де Ступа, ограничения в китайских гаванях на смену экипажа гораздо жестче, чем в 2020 г., в первый год пандемии. По его словам, фактически менять экипажи в портах КНР стало в принципе невозможно. Дополнительные расходы из-за ограничений на смену экипажей уже внесены в рекордно высокие тарифы на контейнерные перевозки, являясь значительным фактором их удорожания. В то же время на стоимость фрахта сухогрузов и танкеров проблемы с пересменкой моряков не оказали столь сильного влияния.

Китайские власти последовательны в своей политике «нулевой терпимости» к распространению коронавируса в канун зимней Олимпиады-2022 в Пекине, это приоритет политического руководства. Провести международное мероприятие подобного уровня без вспышки инфекции в канун и во время него для властей Китая важнее, чем смягчить для бизнеса транспортные издержки в цепочке поставок, пояснил «Ведомостям» руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Руководство КНР готово идти на любые жертвы, чтобы не допустить вспышки коронавируса в 2022 г., когда пройдет съезд компартии, поясняет директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Недавний пленум ЦК КПК принял решение провести XX съезд партии «во второй половине» 2022 г. без указания месяца, предыдущий съезд прошел в октябре 2017 г. С экономическими и дипломатическими последствиями своих жестких мер Пекин совершенно не считается. Частично китайцы волнуются и за зимнюю Олимпиаду, но съезд для них куда более важен, отмечает Кашин. Усугубление логистического кризиса – это лишь вишенка на торте. Китай уже свернул дипломатическую активность, ограничил обмен со всеми странами, чем вызвал общее недовольство, в том числе и в Москве. По словам эксперта, более жесткой ковидной политикой может похвастаться только Северная Корея. «На экономические издержки Пекину все равно, только если не будет угрозы макроэкономической стабильности. В стране все должно быть тихо и спокойно», – подытоживает Кашин.

Проблемы со сменой экипажей не должны оказывать критического влияния на скорость обработки судов в портах КНР и соседних стран, здесь можно говорить только о повышении расходов, чтобы проводить пересменки через третьи страны, где нет таких сложностей, и оплачивать переработки морякам, считает заместитель генерального директора по развитию и взаимодействию с госорганами Maersk Андрей Нараевский. Он добавил, что введение новых ограничительных мер властями Китая ожидаемо на фоне грядущей Олимпиады, однако пока они касаются только судовых команд, а не грузов, это не должно существенно сказаться на собственно грузовых операциях гаваней. Расходы на операции с командами и расходы на операции с грузами несопоставимы подчеркнул Нараевский. Опасаться стоит ограничений именно в отношении обработки грузов в портах, однако пока о них речи никто не вел.

Источник в российской судоходной компании сказал, что для российских компаний эта проблема не актуальна. Были трудности в начале пандемии, но сейчас, когда открыли другие страны, команды меняют в других портах. У наших компаний – в основном во Владивостоке, но бывает и в других. Но точно не в Китае, потому что все знают о карантинных ограничениях и не хотят сидеть в изоляции, заключает он.