Пальмовое масло, компьютеры и автомобили – лидеры роста цен на импорт

В целом импортные товары подорожали в 2021 году на 15%
Юрий Смитюк / ТАСС

Подорожание ввозимых товаров повлекло усиление инфляции внутри страны и импортозависимости. Доля импорта среди потребительских товаров за девять месяцев 2021 г. выросла до 40% – максимума с 2014 г., следует из данных Росстата.

Особенно существенно в 2021 г. выросла доля импорта непродовольственных товаров, говорит директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов. «Стратегия импортозамещения по ним не сработала и, как показывает мировая практика, вряд ли могла сработать. Возможны успехи лишь в отдельных отраслях, в которых есть конкурентные преимущества», – считает ученый.

Подорожание пальмы

Среди массовых товаров, импорт которых превышает $1 млрд в год, лидером роста оказалось пальмовое масло. Оно подорожало с $0,81 за 1 кг в ноябре 2020 г. до $1,28 к ноябрю 2021 г., или на 59%. Росли в цене и иные масла и жиры – в среднем в полтора раза.

Импорт продовольствия и продукции сельского хозяйства в 2021 г. составил около $3,2 млрд, товары этой группы подорожали в среднем на 16%. В 2019 г. цены выросли всего на 3%, а в 2020 г. даже снижались на 2%.

Пальмовое масло везут в Россию из Индонезии (97% импорта). Практические все оно идет в пищевую промышленность, говорит исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Его добавляют в кондитерские изделия, молочную продукцию, делают фритюр.

«Причина в глобальном тренде роста цен на продукты. А они дорожали на фоне вливания центральными банками разных стран триллионов долларов на поддержку экономик», – считает Мальцев. На рост цен влиял и дефицит рабочей силы в Индонезии, возникший из-за пандемии COVID-19, писали «Ведомости». В июле – августе 2021 г. там был всплеск заболеваемости, и потребовалось вводить ряд ограничений. На фоне этого мировые цены на масло выросли на треть. В январе этого года они достигли исторического максимума.

Как мы считали

1) В основу анализа взяты данные ФТС об импорте товаров в ноябре 2021 и 2020 гг. по 10-значному коду в количественном и долларовом выражении.
2) Изменение цены – индекс потребительских цен в ноябре 2021 г. по сравнению с ноябрем 2020 г., рассчитанный по данным о стоимости 1 единицы (1 кг) всех импортных товаров соответствующей категории. Оценка велась по товарам с 10-значным кодом, т. е. с максимально возможной детализацией.
3) Ограничения. Анализ предполагает, что за год товары остались примерно те же по качеству, т. е. на общую стоимость товаров влияет только изменение веса, количества и цены товара. Однако зачастую качество товаров растет, а значит, оценка изменения цен, скорее, завышенная.
По указанной причине в рейтинг не вошли сложные в изготовлении и немногочисленные в поставках товары, ведь их качество за год могло меняться слишком значительно и оценка имеет высокую погрешность. Например, были исключены танкеры, турбореактивные двигатели, суда.
Также не учитывалось перераспределение долей рынка, в результате которого могли лучше или хуже продаваться товары подороже, и перераспределение между товарами близкого класса одного производителя, но с разной стоимостью.

Импорт инфляции

Зависимость (т. е. доля импорта) России от импортного масла и жиров существенная. По оценке за девять месяцев 2021 г., она выросла до 17%, следует из данных Росстата. Также значительна доля импорта молочной продукции и сыра (около трети) – ввезенные в страну товары этой группы подорожали на 19 и 23% соответственно.

Другое распространенное сырье для продуктов питания – соевые бобы. Богатую белком сою используют в качестве сырья в животноводстве, а также как заменитель мяса и молока. Она подорожала на 33%.

По натуральному мясу больше всего выросла в цене птица (на 44%). Импортные говядина и другие мясные продукты подорожали на четверть. А поскольку зависимость от импорта говядины превышает одну четверть, то и в России был рост цен на нее (14%).

На цитрусовые цены поднялись на 7%, на прочие фрукты – на 12%. Импортные овощи, которые считались главными драйверами высокой инфляции в России, подорожали лишь на 17%, сильнее всего капуста, морковь, огурцы. Среди товаров, импорт которых меньше $1 млрд, но больше $100 млн в год, значительно выросли в цене также сухофрукты (на 65%).

Один из немногих продуктов, который почти не рос в цене, – бананы (всего 1%). Немногочисленными подешевевшими товарами, импорт которых превышает $1 млрд в год, оказались чай, пиво и какао-масло.

Импортозависимость: по еде – ниже, по товарам – выше

«Высокие темпы роста цен на продовольствие – это глобальный вызов для АПК в последние два года», – сообщил представитель Минсельхоза. Мировой индекс продовольственных цен ФАО в 2021 г. достиг +23%. Это отразилось на росте цен внутри страны, в том числе по товарам, которые не делают у нас, отметили в пресс-службе Минсельхоза.

Чтобы сгладить негативное влияние и снизить зависимость от импорта, правительство регулировало таможенные тарифы и иным образом поддерживало российских производителей. С 2014 по 2021 г. закупки мяса за рубежом сократились на 69%, молока – на 35%, овощей – на 35%. В итоге продовольственная инфляция в прошедшем году была в 2 раза меньше мировой (10,6% вместо 23%), подчеркнули в Минсельхозе.

Сейчас индикаторы Доктрины продбезопасности выполнены по большинству позиций, в частности зерну, маслу, мясу и рыбе – объемы их производства позволяют покрывать потребности страны. Однако по молочной продукции, картофелю, а также овощам, фруктам и ягодам показатели еще не достигнуты. Уровень самообеспеченности продуктами с 2013 по 2016 г. вырос, однако в последние пять лет импортозависимость по продуктам в целом колеблется вокруг 75%.

Обратная ситуация с зависимостью от непродовольственного импорта. В 2020 г. она составила 49%, сообщили «Ведомостям» в Росстате. Как следует из данных Росстата за девять месяцев 2021 г., доля импорта по всем потребительским товарам выросла до 40% – максимума с 2014 г. При этом доля импортных продуктов снижалась, из чего следует, что по непродовольственному импорту она росла и могла достигнуть, по оценке «Ведомостей», не менее 53%.

В частности, по товарам повседневного спроса (FMGG) зависимость от импорта составляет 75% и в 2021 г. могла вырасти до 77–78%, оценивает Салихов.

Существенное сокращение импорта в 2010-е гг. наблюдалось лишь в категории крупной бытовой техники (стиральные машины, телевизоры и т. д.) и автомобилей, что было связано с развитием сборочных производств, отмечает ученый.

По автомобилям мы зависимы на 39%, машинам и оборудованию – на 58%, лекарствам и медизделиям – на 60%, одежде – на 82%, компьютерам и электронике – на 87%, обуви – на 88%, автозапчастям – на 95%, следует из данных Росстата за 2020 г. и оценок Салихова за первое полугодие 2021 г.

Из-за высокой зависимости России от иностранных комплектующих и электроники их подорожание существенно подстегнуло цены внутри страны на многие товары.

Как дорожали непродовольственные товары

Импортные непродуктовые товары подорожали в 2021 г. на 14%.

Сильнее всего был рост цен на мониторы (для домашних ПК, автомобилей и т. д.) – на 48%. Следом росли цены и внутри страны. Например, в III квартале 2020 г. в России монитор стоил $176, а в IV квартале 2021 г. цена зашкаливала уже за $235, говорит директор ITResearch Василий Мочар.

Вакцины и презервативы стали дешевле, лекарства – дороже

Импорт медицинской продукции в ноябре был на $2 млрд. В среднем она подорожала на 9%. 
В частности, лекарства стали дороже на 21%. Сложнее всего пришлось диабетикам – инсулин подорожал почти на 76%. А вот антибиотики стали дешевле на треть. Вакцины, сыворотки и тесты тоже подешевели – примерно на 25%. Подешевели также и импортируемые презервативы – на 28%. 
Импортные медицинские приборы и оборудование подорожали за год на 8%. Больше всего подскочили в цене аппараты МРТ, а также шприцы, катетеры. Аппараты УЗИ, рентгены и оборудование для кислородной терапии подешевели.

Были и проблемы с логистикой, когда во второй половине 2021 г. продукция застряла на Дальнем Востоке. Везти старались модели подороже, иногда даже самолетами, что также повышало цену. Кроме того, и спрос в 2021 г. сдвигался к большим диагоналям (из-за роста популярности онлайн-кинотеатров) и игровым мониторам, в результате чего дешевые модели вымывались, говорит Мочар: «Производителям не имело смысла обеспечивать их доступность, собрать бы дорогие модели при сложившемся дефиците».

По ноутбукам и системным блокам картина схожая: импортные цены выросли на 25–27%. В итоге цена на рынке увеличилась за год с 50 000 до 70 000 руб., оценивает Мочар.

Аналогичная ситуация сложилась и с автомобилями. Цены на ввозимые машины выросли на четверть, а электромобили – почти на треть. Средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла в 2021 г. на 25%, или до 2,1 млн руб., оценивает «Автостат».

А вот импортные смартфоны подорожали меньше (только на 10%). Рынок перенасыщен и предложение в 1,5 раза превышает спрос, говорит руководитель аналитического центра холдинга GS Group Александр Сурков. Кроме того, подорожание компонентов для смартфонов компенсировалось снижением маржинальности, которая изначально была выше, отметил представитель компании «Национальные технологии».

Чипов не хватает, а своих нет

Основная причина роста цен на электронику – дефицит микрочипов. Уже в 2020 г. на мировом рынке образовался «идеальный шторм» из-за трех факторов – цифровизации, удаленной работы и локдауна, отмечает Сурков. Вовлечение всех сфер жизни в цифровое пространство шло и до пандемии, но во время нее ускорилось. Так как физически цифровизация – это чипы, их и требуется все больше.

Переход на удаленку вызвал рост спроса на новые компьютеры. «Обычно за модернизацией домашнего ПК не следят, и к началу пандемии у россиян оказалось много рабочей, но устаревшей техники, которую они бросились обновлять», – говорит Сурков. Если до пандемии в России продавали 2,5 млн ноутбуков, то в 2021 г. – 5 млн.

Но производство компонентов и сборка техники в Азии не успевали за двукратным ростом спроса. Более того, локдауны и остановка некоторых производств в Азии разрушали отлаженные цепочки поставок, считает Сурков. Негативную роль сыграли и спекулянты, которые перепродавали чипы подороже, говорил представитель тайваньского TSMC.

Страны начали локализовать производство и активно вкладывают в новые заводы. Тот же TSMC инвестирует $100 млрд в ближайшие три года в новые площадки. Но производство кристаллов – это высокотехнологичный процесс, и быстро увеличить мощности невозможно.

В итоге цены на чипы в мире подскочили к августу 2021 г. на 30–40% по сравнению с началом пандемии, писал Nikkei Asia. Цены на импортируемые в Россию процессоры и микросхемы активно росли в 2020 г. (на 22%), а в 2021 г. оставались на высоком уровне (рост был незначительным). Зато подорожали импортные диоды и транзисторы (на 19%). Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский оценивает рост цен на полупроводниковые компоненты в 2021 г. на 20%.

Как дорожали промтовары

Непотребительский импорт составляет чуть больше половины всех ввозимых товаров и подорожал в среднем на 19%.
Рост цен на импортное сырье соответствовал динамике на мировых рынках и зачастую тянул за собой и подорожание  готовых изделий. Скажем, цены на железную руду и сталь в мире выросли в мае 2021 г. до исторического максимума – на 30–40% по сравнению с началом года. Вслед за ними подорожал импортируемый в Россию металл (на 50%) и продукция из него (на 21%), типа винтов, болтов, фурнитуры, крепежей. Подорожала медь (на 16%) – выросли в цене провода (на 28%) и т. д.

Дефицит будет еще пару лет, отмечал глава IBM Джим Уайтхерст. Новые заводы запустят еще не скоро. Зато волны локдаунов подогревают спрос на технику и цены продолжат расти, считает Сурков. TSMC, который делает больше половины микрочипов в мире, в августе 2021 г. заявил о повышении цен на 10–20% с декабря. То же заявлял и Samsung, у которого 20% рынка.

Рост цен на импортную электронику продолжит влиять на российский рынок еще долго. Торговые сети не всегда повышают цены на электронику один в один с оптовыми, закладывая в маржу колебания цен, отмечает Салихов. Поэтому трансляция роста цен растянется на 2022 г. «В последние месяцы мы как раз наблюдаем ускорение непродовольственной инфляции», – замечает ученый.

Зависимость России от импортных чипов высокая – более 70%, говорят в «Микроне». Российские предприятия пока обеспечивают ВПК и космос, но производители гражданской продукции зависят от поставок зарубежных компонентов почти полностью, сказал Покровский. На гражданском рынке российские микропроцессоры только начинают появляться. Выход эксперты видят только один – давно пора развивать собственное производство.