У Германии впервые за 30 лет импорт превысил экспорт

На фоне роста поставок в Россию
MORRIS MAC MATZEN / AFP

В Германии в мае этого года впервые с 1991 г. зафиксировали месячный дефицит торгового баланса по экспорту – в объеме 1 млрд евро. В целом экспорт немецких товаров упал на 0,5% к апрелю, а импорт вырос на 2,7%, сообщает Федеральное статистическое ведомство страны (Destatis).

Поставки товаров из ФРГ в Россию в мае по сравнению с апрелем выросли на 29,4%, достигнув 1,1 млрд евро. Они отыграли часть рекордного падения в марте (-60% к февралю до 0,9 млрд евро – минимального значения с 2002 г.) и апреле (-9,9% к марту до 828,2 млн евро). В феврале экспорт из Германии в Россию достигал 2,3 млрд евро. В годовом исчислении к маю 2021 г. экспорт в Россию из Германии упал на 54,6%.

Первый за более чем 30 лет торговый дефицит в Германии – это последствия экономических санкций против России, возникшего в связи с этим дефицита энергоносителей и рекордных цен на них, считает аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. На протяжении десятилетий за счет относительно недорогих углеводородов из России Германия имела не только положительный торговый баланс, но и профицит бюджета, продолжает Кочетков.

Германия практически перестала поставлять высокотехнологичные товары в Россию, которая была значимым рынком для немецкой промышленности, продолжает аналитик «Открытие инвестиций». Кроме того, в ФРГ и еврозоне начали расти процентные ставки, что делает более дорогим кредит. Наконец, при высоких ценах на энергоносители немецкие товары начинают проигрывать азиатским, полагает Кочетков.

В условиях общего кризиса мировой экономики спрос на немецкую конечную продукцию снижается, но и антироссийские санкции также серьезно ударили по немцам, согласен директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

125,8

млрд евро составил экспорт Германии в мае 2022 г. (рост на 11,7% к маю 2021 г.). Импорт составил 126,7 млрд евро (+27,8%)

Экспорт из Германии в Россию и СНГ продолжит страдать до тех пор, пока не будут отлажены каналы параллельного импорта технологической продукции, в частности автомобилей и станков, говорит Кочетков.

По информации издания Spiegel от 4 июля, майский рост экспорта в Россию из Германии относительно апреля связан во многом с поставками фармацевтической продукции, не подпадающей под санкции. Кочетков также указывает, что этот рост связан с постепенным урегулированием вопросов оплаты на фоне проблем с проведением платежей, которые были актуальны в марте и отчасти в апреле. «Сейчас восстановление происходит за счет тех товаров, которые можно ввозить, но до прежних объемов экспорт в Россию восстановить будет очень сложно», – считает Кочетков. Помимо расчетов начинается и восстановление логистики, добавляет Широв.

Но вряд ли до снятия санкций восстановится экспорт автомобилей и станков, промышленного, энергетического, транспортного и другого оборудования, считает Кочетков. Потенциал восстановления он видит, кроме медикаментов, в ряде товарных позиций химической и агропромышленной продукции и некоторого сельскохозяйственного оборудования, которые не попали под санкции. Невосстановимые санкционные категории будут заменяться Китаем, например в машиностроении, в том числе железнодорожном, полагает эксперт.

Отрицательное сальдо торгового баланса, как правило, приводит к падению доходов от экспорта и снижению налоговых поступлений в бюджет – он может перестать быть профицитным, каким был как раз за счет активного экспорта немецких товаров, в том числе, в Россию и на рынки ряда стран СНГ, связанных с ней, объясняет Кочетков. Германия же многие годы жила при профицитном бюджете и пользовалась отрицательными ставками при заимствованиях.

В случае ухудшения ситуации с экспортом государству придется занимать значительные средства, говорит эксперт. Такая перспектива приведет к ухудшению кредитного состояния Германии и давлению на евро как валюту, его девальвацию, дополнительному вкладу в инфляцию. Ситуация с финансами в таком случае будет ухудшаться еще дальше, а Берлин – терять свои экономические конкурентные преимущества в виде дешевой энергии и постсоветских рынков сбыта. По словам Кочеткова, в долгосрочном плане для немецкой экономики это означает негативные последствия, как и в целом для еврозоны – Германия ее ключевой донор и самая устойчивая экономика, и, перестав ими быть, лишится и своего финансового рычага.