Правительство готовит стратегию развития в новой реальности
Она должна обеспечить достижение экономического суверенитетаВ правительстве разрабатывают новую социально-экономическую программу – модель развития страны в сложившейся геополитической реальности. Об этом «Ведомостям» рассказали близкий к кабинету министров источник и два федеральных чиновника, принимающих участие в работе. Информацию косвенно подтвердили официальные представители кабмина, вице-премьеров и министерств. По словам первого собеседника, с июня в правительстве под руководством премьер-министра Михаила Мишустина стартовали отраслевые стратегические сессии, задача которых – выявить слабые места и представить видение развития по конкретным направлениям. Одна из главных целей, по словам собеседника, – определить, каким образом будет достигаться суверенитет в разных сферах: медицине, IT, промышленности и т. д.
Но экономическая и технологическая независимость «не краеугольный камень» программы, уточнил он. «Ключевое – понять, как мы будем жить дальше, и выстроить пути развития. Вопрос суверенитета важный, но он затрагивается лишь в тех областях, где есть смысл этого достигать», – подчеркнул близкий к правительству источник.
Представитель кабинета министров подтвердил проведение стратегических сессий. Он отметил, что созданная комиссия по повышению устойчивости экономики в условиях санкций принимает необходимые оперативные решения по поддержке экономики. Проведение сессий – это уже выработка новых решений, как в части дальнейшего развития экономики, так и в социальной сфере, подчеркнул собеседник. Формируются усилия по сохранению условий для непрерывного повышения качества жизни людей, резюмировал представитель правительства.
Отраслевые стратегии развития будут формироваться в несколько этапов, уточнил другой источник – федеральный чиновник. Во-первых, предстоит резюмировать, какие ограничения образовались в результате санкций. Во-вторых, определить, какие из этого вытекают риски и возможности. В-третьих, сформулировать задачи, которые предстоит решить в краткосрочной перспективе. В-четвертых, подготовить уже непосредственно основные сценарии развития экономики до 2030 г. – с учетом итогов отраслевых сессий, пояснил собеседник.
Откуда деньги
Работа над новой программой ведется по принципам «прорывных изменений», в соответствии с которыми в прошлом году уже были разработаны и утверждены 42 стратегические инициативы правительства (изначально этот проект был «брендирован» как прорывные инициативы. – «Ведомости»), добавил близкий к правительству источник. Но это более комплексный и верхнеуровневый проект, в том числе для достижения национальных целей развития, которые «остаются в приоритете», уточнил собеседник. Программа, по его словам, будет предусматривать как корректировку действующего комплекса мероприятий по достижению национальных целей, так и создание нового.
1,6 трлн руб.
расходов бюджета предложил оптимизировать Минфин в 2023–2025 гг.
О размере финансирования говорить пока рано, отметил источник. По его словам, резервы на новую стратегию планируется сформировать в том числе за счет оптимизации расходов бюджета. Предложение Минфина снять часть расходов с действующих госпрограмм связано в том числе с поиском источников финансирования новых проектов, признал собеседник. Но этим, вероятно, траты не будут ограничены.
Как ранее писали «Ведомости», в финансовом министерстве предложили ведомствам отказаться от части расходов на их проекты, предусмотренных действующим законом о бюджете. В общей сложности Минфин планировал оптимизировать 1,6 трлн руб. в 2023–2025 гг.
Участники процесса
Работа ведется с участием экспертов, бизнеса, а также представителей регионов, добавил он. Предложения систематизируются в Минэке, уточнил собеседник. В сентябре процесс планируется финализировать, консолидировать разработки в документ и представить на рассмотрение президента, резюмировал источник. В Минэкономразвития «Ведомостям» сообщили, что «под руководством премьер-министра еженедельно вице-премьеры, органы исполнительной власти, эксперты принимают участие в отраслевых стратегических сессиях».
К настоящему времени свои тематические блоки представили вице-премьеры Дмитрий Чернышенко (курирует высшее образование и науку, цифровизацию, спорт и туризм) и Татьяна Голикова (курирует культуру, демографическую и социальную политику, здравоохранение и начальное образование). Представитель Чернышенко сообщил, что «предложения по всем курируемым направлениям в данный момент прорабатываются». Представитель Голиковой переадресовал запрос в пресс-службу правительства.
«Ведомости» направили запросы представителям других вице-премьеров. «Стратегия находится в процессе активной проработки, результаты будут представлены позднее», – заявил представитель Александра Новака. Представители Виктории Абрамченко и Марата Хуснуллина переадресовали запросы в пресс-службу кабмина.
В Минобрнауки также подтвердили свое участие в подготовке программы, сообщил представитель ведомства. В предложения министерства входит реформа института магистратуры и пересмотр сроков обучения под задачи быстрого реагирования на потребности рынка, создание 15 передовых инженерных школ в 2023 г. и другие инициативы.
Представители Минфина, Минсельхоза, Минцифры, Минпромторга, Минздрава, Минтранса, Минстроя, Минтруда, Минюста не ответили на запросы «Ведомостей».
Новый порядок
О необходимости как можно более оперативно обеспечить России технологический суверенитет ранее говорил Мишустин. «Санкционные барьеры и запреты кардинально изменили существовавший порядок. Ни одной стране в мире и никогда больше нельзя гарантировать поставки важной продукции из-за рубежа. А значит, нам нужно в сжатые сроки построить технологический суверенитет», – заявил премьер 4 июля на пленарном заседании «Иннопрома». По словам председателя кабмина, «чтобы продолжить индустриализацию страны и ускорить развитие отечественных наукоемких производств, потребуется сформировать новые принципы и подходы».
У России в новой реальности есть три возможных сценария трансформации экономики, отмечал 16 июня в интервью ТАСС первый вице-премьер Андрей Белоусов. Первый – переход к мобилизационной экономике. Но он, по мнению Белоусова, наименее вероятный, поскольку такой путь будет означать «страдания миллионов людей». Второй сценарий – проведение реформ, результатом которых станет «изменение правил жизни в разных областях». Но это будет невозможно без нарушения «равновесия, условий, соотношений между разными социальными группами и разными группами элит», что часто является одним из самых главных факторов, который «убивает реформы». Третий сценарий – ситуационного реагирования, адаптации системы под новые условия. В этой ситуации определенные сдвиги происходят, но суть не меняется. «Самый вероятный – третий, менее вероятен – второй, и еще менее вероятен – первый. Хотя я бы не стал отрицать ни один из них», – говорил Белоусов.
От пожара к осмыслению
Правительство переходит от решения «пожарных» задач к планомерному размышлению о том, что делать дальше, рассуждает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. В краткосрочной перспективе сейчас стало все более или менее понятно, но есть масса вопросов, касающихся дальнейших приоритетов, пересмотра целей развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также выбора экономической политики, добавил он.
Пересмотру подлежат практически все направления социально-экономического развития, в частности промышленная политика, вопросы развития энергетики, внешнеэкономическая политика, отметил Широв. Ключевой вопрос, по его словам, состоит в том, как в условиях изменившихся взаимоотношений с внешним миром обеспечить не просто выживание, а устойчивое развитие, которое предполагает рост уровня и качества жизни. Самой сложной задачей эксперт считает научно-технологическое развитие России в условиях введенных ограничений. Возвращение к прежним отношениям с западными странами, видимо, невозможно, а значит, будет перестройка торгово-логистических цепочек и серьезные изменения в сфере финансов, указал он.
Сейчас правительством в рамках серии стратегических сессий с ключевыми отраслевыми ведомствами проводится работа по выявлению ключевых рисков, а также определению приоритетных целей и задач развития конкретных отраслей в новой реальности, сообщил «Ведомостям» президент Центра стратегических разработок (ЦСР, его эксперты участвовали в подготовке стратегических инициатив) Владислав Онищенко. Логично, что сейчас надо работать на уровне отдельных отраслей с учетом нюансов структурной перестройки, отметил он. В рамках стратегических сессий, которые готовят ведомства, как раз и разбираются все детали экономической политики в различных сферах. Не исключено, что по итогам такой работы будут вноситься корректировки в национальные проекты, а также различные документы стратегического планирования. Изменения могут коснуться в том числе и различных целевых показателей, полагает Онищенко.
Сложившая ситуация накладывает значительные ограничения на функционирование и развитие экономики, отметил президент ЦСР. Вызовы разнообразны и масштабны, правительству необходимо выполнять текущие свои функции, но при этом и оперативно реагировать на происходящие изменения, которые сложно предугадать в условиях крайне высокой неопределенности, полагает Онищенко.
Вне зависимости от введенных ограничений «нам есть что переосмыслять», например, в сфере малого бизнеса, уверен исполнительный директор делового объединения «Опора России» Андрей Шубин. С точки зрения структуры в этом секторе экономики почти ничего не происходит на протяжении последних лет: не меняется численность занятых в малом бизнесе и его доля в ВВП. Надо ответить на вопрос, почему люди предпочитают работать в госаппарате либо в крупнейших компаниях. Чтобы это изменилось, «свобода предпринимательства должна заиграть в полный рост», подчеркнул Шубин. Пока, несмотря на предпринимаемые усилия, процесс движется довольно медленно. В нынешних условиях нужно ускорять реформу контрольно-надзорной деятельности и «регуляторную гильотину», предложил он. Так или иначе, эффект от новой стратегии окажется не полным, если меры правительства не будут синтезированы с политикой ЦБ и силовых органов.
Ключевой задачей новой стратегии должна стать ориентация на развитие компетенций в машиностроении, металлообработке, пищевой и легкой промышленности, считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян. Особый акцент следует сделать на развитии механизмов «перетока» технологических и технических решений и инноваций из ОПК в гражданский сектор, добавил он. Очевидно, что заместить всю номенклатуру импорта невозможно, но обеспечить преобладание отечественных производителей на внутреннем рынке необходимо, констатировал он.