Когда сработает главный индикатор рецессии США

Ее наступление в экономике США неизбежно – вопрос лишь в сроках, считают эксперты
Учитывая ярко выраженную отрицательную динамику макроэкономических показателей, ослабление американской экономики уже является очевидным/ DANIEL SLIM / AFP

Главный индикатор рецессии в США – term spread, показывающий разницу между доходностями коротких и длинных облигаций казначейства, в начале августа вплотную приблизился к нулю. Он может перейти в отрицательную зону ближе к осени. На 21 сентября назначено заседание ФРС США, на котором, как ожидают эксперты, регулятор будет ужесточать монетарную политику.

Term spread – это устойчивый индикатор для предсказания рецессии не только в США, но и в других развитых странах. Если он заходит в отрицательную зону, т. е. ставки по 10-летним облигациям оказываются ниже, чем ставки по трехмесячным, это показывает, что деловую активность на ближайшие месяцы бизнес воспринимает хуже, чем в прошлом. И тогда можно говорить о возможной рецессии. Term spread опирается на способность бизнеса предвидеть события на ближайшие месяцы или даже год.

С января по март 2022 г. индекс колебался между отметками 1,71% и 1,40%, затем он стабильно рос и к 6 мая достиг максимального показателя за год в 2,27%. При этом уже к концу мая term spread резко обвалился до 1,70%, в июне падение продолжилось, а в июле индекс опустился ниже единицы впервые с января 2021 г. К 1 августа индикатор достиг отметки 0,04%, при этом к 8 августа подрос до 0,24.

В последний раз индекс был на околонулевом уровне в конце января 2020 г. – незадолго до начала крупной рецессии, связанной с коронавирусом. Тогда отрицательные тренды в динамике доходности продемонстрировали как десятилетние, так и трехмесячные гособлигации США. В марте 2020 г. доходность длинных бумаг достигла исторического минимума в 0,49%, а коротких – вошла в отрицательную зону и составила -0,04%. Таким же резким падение доходностей было перед мировым финансовым кризисом 2008 г. – тогда особо резкое снижение показали трехмесячные бумаги.

Снижение индикатора term spread даже до отрицательных значений не будет означать наступления рецессии здесь и сейчас, предупреждает профессор РЭШ и «Сколково» Олег Шибанов. Продолжительное нахождение этого индикатора ниже нулевой отметки говорит только о том, что рецессия может наступить в ближайшие 12 месяцев, уточняет эксперт. Учитывая ярко выраженную отрицательную динамику макроэкономических показателей, рецессии в американской экономике уже можно ожидать в 2023 г., полагает Шибанов.

Term spread – это отражение рыночных ожиданий, а американский рынок рассчитывает на то, что ФРС сменит свою политику на более мягкую к весне следующего года, отмечает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. Но с учетом тенденции к большему ужесточению монетарной политики можно предположить, что в ближайшие месяцы term spread может зайти в отрицательную зону, оговаривается Сусин. Ближайшее заседание ФРС запланировано только на сентябрь, поэтому сильного падения индикатора вряд ли стоит ожидать прямо сейчас – вероятнее всего, оно произойдет ближе к осени, прогнозирует эксперт. Продолжительность рецессии будет во многом зависеть от действий ФРС: чем более жесткими будут ее решения в борьбе с инфляцией, тем дольше будет длиться рецессия, считает Сусин.

Есть ли рецессия и насколько она глубокая

Параллельно с падением term spread с мая 2022 г., отражающим обострившиеся пессимистичные ожидания бизнеса, ВВП США сократился на 1,6% в годовом выражении в I квартале 2022 г. и, по предварительным данным министерства торговли, на 0,9% во II квартале 2022 г.

В США факт начала рецессии официально определяет Национальное бюро экономических исследований (NBER) на основе очень широкого набора данных, напоминает главный экономист «ВТБ мои инвестиции» Григорий Жирнов. Согласно официальному определению NBER, рецессией является период «значительного снижения экономической активности, которое распространяется по всей экономике и длится более нескольких месяцев». Рецессию характеризуют такие ярко выраженные факторы, как глубина, уровень распространения и длительность. Она оказывает влияние на все секторы экономики, а не фокусируется в каком-либо отдельно взятом секторе. Последние три рецессии NBER зарегистрировало в 2020 г., 2008–2009 гг. и 2001–2002 гг.

9,1%

в годовом выражении достигла инфляция в США в июне. Для борьбы с высокой инфляцией Федрезерв второй месяц подряд повышает ключевую ставку на 0.75 п. п., планируя дальнейшие повышения до конца года

В эти данные входят в том числе показатели стабильного американского рынка труда и низкие показатели безработицы, что, вероятно, не даст NBER достаточных оснований для объявления рецессии, полагает Жирнов. При этом ослабление американской экономики уже является очевидным, указывает Жирнов. На это указывают не только данные по ВВП, но и ухудшение настроений потребителей – например, индекс потребительских настроений от Университета Мичигана в мае и июне (50 и 51,5 пункта соответственно) находятся вблизи исторических минимумов за последние 40 лет. При этом финансовые отчеты корпораций пока остаются относительно неплохими, отмечает эксперт. Это говорит о том, что снижение спроса пока носит точечный характер и более выражено среди потребителей с низкими доходами, наиболее уязвимых перед высокой инфляцией, в то время как средний класс пока не испытывает заметных трудностей, рассуждает Жирнов. Возможно, глубина спада будет не такой драматической, как многие опасаются, полагает эксперт.

Вероятность наступления рецессии в США на горизонте ближайших двух-трех кварталов выглядит весьма высокой, считает руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. ФРС продолжает крайне агрессивно повышать ключевую ставку, что уже начинает негативно сказываться на капиталоемких сегментах экономики, – так, по мере роста ипотечных ставок объемы продаж нового жилья упали до уровней 2020 г., также сильное давление начал испытывать фондовый рынок, формирующий заметную часть доходов американцев, отмечает Локтюхов.

Ситуация в американской экономике остается довольно неоднозначной, считает ведущий эксперт ЦМАКП Ирина Ипатова. О стабильном состоянии говорят такие показатели, как рост промышленного производства (в июне прирост составил 4,2% после 4,8% и 5,6% в мае и апреле соответственно) и темпы безработицы (держится на уровне 3,6% с марта), говорит Ипатова. При этом сводный опережающий индикатор макроэкономической динамики ОЭСР снижается уже пять месяцев подряд, а индекс деловой активности PMI, формируемый на основе опросов менеджеров по закупкам о текущей ситуации в отрасли, также падает, но пока остается выше отметки 50.

Глубина и продолжительность вероятной рецессии будет во многом зависеть от действий ФРС, полагает Ипатова. Для борьбы с высокой инфляцией, уровень которой в июне достиг 9,1% в годовом выражении, Федрезерв второй месяц подряд повышает ключевую ставку на 0.75 п. п., планируя дальнейшие повышения до конца года. При этом ее рост приводит к удорожанию корпоративного кредитования и сдерживанию экономического роста, указывает эксперт. Усугубляют ситуацию новые вспышки коронавируса, связанное с ними нарушение цепочек поставок и дальнейший рост цен на продовольствие и энергоносители из-за ситуации вокруг Украины, добавляет Ипатова.

ФРС вынуждена бороться с исторически крайне высокой инфляцией, но монетарные факторы роста цен – последствия масштабных антиковидных стимулов в виде заметного роста денежной массы – с лета уже должны ослабить свое влияние, полагает Локтюхов. А на структурные и геополитические факторы, обеспечивающие высокие цены на энергоносители, продовольствие и логистику, Федрезерв повлиять не в состоянии, поэтому дальнейшее повышение ставки может выступить одним из ключевых негативных триггеров для скатывания в рецессию, причем уже в ближайшие один-два квартала, считает эксперт.

Экономика США войдет в рецессию в конце этого – начале следующего года, при этом она станет малоамплитудной, предполагает Локтюхов. Длительность может составить один-два квартала, если ФРС и ЕЦБ смогут удержать ситуацию в финансовом секторе под контролем, считает он. Балансировка спроса на сырье и завершение фазы повышения ключевых ставок уже ко второй половине 2023 г. позволит оживить экономики развитых стран, прогнозирует Локтюхов.

Как рецессия в США повлияет на другие страны

США являются крупнейшим нетто-импортером в мире, поэтому спад в их экономике прежде всего ударит по международной торговле, а также приведет к снижению спроса на металлы и энергоносители и коррекции их цен, считает Жирнов. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на доходах стран-экспортеров, предупреждает эксперт.

При повышении ключевой ставки растут доходности американских казначейских облигаций и увеличивается спред с доходностями тех же европейских долговых обязательств, поскольку ЕЦБ ужесточает монетарную политику более осторожно, указывает Ипатова. Это приводит к тому, что американский рынок становится более привлекательным для инвесторов и туда перетекает капитал из еврозоны, рассуждает эксперт. Курс евро к доллару при этом снижается, сейчас он находится на отметке $1,015 за евро, хотя только в июне он достигал $1,071 за евро, напоминает Ипатова.

По мере дальнейшего торможения в американской экономике при сохранении высокой инфляции потребительский спрос в США начнет снижаться, что негативно отразится на мировой торговле и ценах на сырье, а также на глобальных фондовых рынках, которые лишь частично заложили негативный макросценарий, уверен Локтюхов. По его словам, индекс S&P 500, который все еще держится выше отметки в 4000 пунктов будет снижаться до 2500–2800 пунктов в обозримом будущем.