Расходы на «Цифровую экономику» и «Международную кооперацию» снизят почти на треть в 2023 году

В лидерах роста трат среди нацпроектов — «Культура» и «Образование»
Неравномерное финансирование нацпроектов обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки
Неравномерное финансирование нацпроектов обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки / Андрей Гордеев / Ведомости

Расходы на 14 нацпроектов в 2023 г. планируется сократить на 100 млрд руб. по сравнению с утвержденными законом о бюджете на нынешнюю трехлетку значениями – с 2,97 трлн до 2,87 трлн руб., следует из материалов Минфина. В относительном выражении это снижение незначительно: финансирование урежут лишь на 3,4%. Но в разрезе отдельных нацпроектов расходы меняются гораздо более существенно.

Больше всего снижаются траты по направлениям «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Сокращение расходов по этим нацпроектам составит соответственно 30, 28 и 19%. В абсолютном выражении по сравнению с утвержденными законом о бюджете значениями снижение составит 57 млрд, 50 млрд и 30 млрд руб.

Лидерами роста стали нацпроекты «Культура», «Образование» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Их финансирование планируется увеличить на 26% (+11 млрд), 18% (+32 млрд) и 7% (4,9 млрд).

В этом году по сравнению с законом о бюджете сократились расходы лишь по одному нацпроекту – «Цифровой экономике». Сильнее всего выросли траты на «Комплексный план» (+40%, или 119 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (+32%, или 21 млрд руб.) и «Туризм» (+28%, или 15 млрд руб.).

В общей сложности в 2022 г. на реализацию всех нацпроектов будет выделено 3,18 трлн руб. при плане 2,74 трлн руб. В этом году вся сумма бюджетных расходов составит 29 трлн руб., изначально предполагалось потратить 23,7 трлн. На этом же уровне их сумма будет оставаться и в ближайшие три года, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку. Доходы в этом году ожидаются в объеме 27,7 трлн руб., в 2023 г. – 26,1 ­трлн, в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – 27,98 трлн. Таким образом, дефицит бюджета в 2022 г. составит 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2023 г. – 2,9 трлн, или 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, или 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, или 0,7% ВВП.

Как меняют нацпроекты

Снижение трат по направлению «Цифровая экономика» обусловлено сокращением финансирования прежде всего федерального проекта «Информационная инфраструктура» (на 50% с 27 млрд до 13 млрд руб.).

По направлению «Международная кооперация и экспорт» больше всего сокращаются расходы на проект «Экспорт продукции АПК» – на 37% с 80 млрд до 51 млрд руб.

Финансирование «Комплексного плана» падает из-за снижения трат на строительство международного транспортного коридора Европа – Западный Китай – на 77% с 60 млрд до 14 млрд руб.

Рост расходов на направление «Образование» в 2023 г. связан прежде всего с увеличением финансирования по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 4 раза с 5 млрд до 20 млрд руб. Изменение параметров по «Культуре» произошло благодаря повышению трат на федпроект «Цифровая культура» – они увеличились в 1,5 раза с 14 млрд до 22 млрд руб. Финансирование нацпроекта для МСП растет из-за увеличения расходов на «Акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства» – на 7% до 74 млрд руб.

Меняются ли приоритеты

В целом изменение приоритетов – это нормальный процесс, если посмотреть 2021 и 2020 гг., там тоже принятие нового закона о бюджете сопровождалось изменениями в структуре расходов, отмечает директор ИНП РАН Александр Широв. По его словам, нацпроекты пересматриваются с точки зрения того, какие у России есть возможности по их реализации: ряд санкционных ограничений, например, в цифровой сфере и «железе» коснутся цифровой экономики, на нацпроект «Международная кооперация и экспорт» напрямую влияет происходящее в торгово-экономических отношениях России с другими странами, прежде всего недружественными. Кроме того, часть проектов может быть профинансирована без государственного участия – за счет средств бизнеса, например в туризме, указывает эксперт.

20 млрд руб.

планируется направить в 2023 г. на федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Это в 4 раза больше, чем планировалось в законе о бюджете на нынешнюю трехлетку. Благодаря резкому росту расходов на патриотизм нацпроект «Образование» вошел в тройку лидеров среди направлений, на которые выделят больше средств в 2023 г.

В здравоохранении и образовании львиная доля расходов связана с повышением оплаты труды и бюджетной обеспеченностью организаций, добавляет Широв. Одним из приоритетов государственной политики является сохранение и развитие человеческого капитала страны, считает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. Как и в предыдущем бюджетном плане, здесь заложен рост расходов на реализацию проектов по образованию и культуре, добавляет Валишвили, он превышает не только объем финансирования на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., но и объем средств, заложенных в паспорта соответствующих нацпроектов.

Существенное сокращение расходов на нацпроект «Цифровая экономика» связано не только с перераспределением бюджета, но и со снижением средств на отдельные проекты, например «Искусственный интеллект», добавляет Валишвили. Реализация инфраструктурных проектов имеет мультипликативный эффект для развития многих отраслей экономики, обеспечивает занятость населения, а также равномерное развитие регионов, отмечает экономист, поэтому несоблюдение запланированных объемов финансирования «Комплексного плана», а именно недофинансирование в 2023 г. на 18,6%, может привести к негативным последствиям, несмотря на плановый рост в 2024 г. на 19,5%.

Неравномерное финансирование бюджетных ассигнований, утвержденных паспортами нацпроектов, обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки за период их плановой реализации в 2019–2024 гг., добавляет Валишвили.

Сейчас у государства есть три ключевых приоритета, которые остаются каждый год независимо от ситуации, указывает Широв. Первый приоритет, по его словам, – это обеспечение жизнедеятельности страны (в том числе образование, энергетика), второй – национальная безопасность, третий – социальные расходы. Меняются лишь акценты, которые расставляет правительство с точки зрения среднесрочных планов, количества доступных ресурсов и способов их использования, отмечает Широв. Есть и проблема, связанная с несвоевременным освоением средств, когда ресурсы выделяются, но не используются, потому что, например, не хватает строительных мощностей, добавляет он.

«Когда правительство летом этого года в рамках стратегических сессий анализировало ситуацию, оно пришло к выводу, что возможен временной сдвиг в реализации нацпроектов, но большая часть из них остается актуальной, на повестке дня», – подчеркнул Широв.