Размер программы развития Калининградской области урежут почти втрое

Большая часть поддержки шла на компенсацию пошлин при ввозе товаров в «большую Россию»
Экономика региона сильно зависит от российско-европейского сотрудничества / Максим Стулов / Ведомости

Финансирование программы социально-экономического развития Калининградской области в следующем году урежут почти втрое, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2023–2025 гг. Согласно документу, расходы на нее составят 25 млрд руб., тогда как действующим законом о бюджете на текущую трехлетку планировалось направить на поддержку региона 73 млрд. В 2024 г. траты на область собираются сократить на 60% по сравнению с утвержденными – с 72 млрд до 29 млрд руб. В 2025-м – на 54% относительно бюджетного прогноза, с 74 млрд до 34 млрд.

От чего зависит программа

В пояснительной записке к проекту бюджета уменьшение финансирования объясняется уточнением прогноза доходов от уплаты калининградским бизнесом и, в частности, резидентами локальной особой экономической зоны (ОЭЗ) особых ввозных пошлин. В частности, за товары, изготовленные в том числе из импортных компонентов, которые были ввезены на территорию региона с помощью механизма свободной таможенной зоны, т. е. без перечисления в казну пошлин и НДС. Представитель Минфина не ответил на уточняющие вопросы «Ведомостей».

Представитель Минэка (курирует госпрограмму) пояснил, что снижение номинального размера поддержки связано с особенностями механизма субсидирования. Из-за его нюансов возможности финансирования ограничены: это связано с незаконными санкциями. Но эти механизмы будут сохранены в полном объеме, заверил представитель министерства.

Поддержка региона со стороны федерального центра увеличивается: уже в этом году будет дополнительно выделено 5,5 млрд руб. на инвестиционные проекты, направленные на создание новых рабочих мест, запущена программа субсидирования стоимости морских перевозок, передала пресс-служба слова замминистра экономического развития Дмитрия Вахрукова. На ближайшую трехлетку увеличено финансирование инфраструктурных проектов, добавил он.

Как пояснил источник, знакомый с ситуацией, речь идет о «субсидии на поддержку рынка труда». С помощью механизма субсидирования для Калининградской области была решена так называемая «проблема-2016», или «проблема 1 апреля». До 2006 г. у калининградских компаний – резидентов ОЭЗ не было обязательства уплачивать таможенные пошлины при ввозе товаров, произведенных из импортных запчастей, на территорию России и ЕАЭС. Затем на протяжении 10 лет – по 1 апреля 2016 г. – действовал переходный период, в течение которого пошлины законом предусматривались, но компании были от них освобождены. Потом бизнес начал вывозить продукцию с перечислением в бюджет соответствующих платежей, однако власти разработали механизм компенсации повышения фискальной нагрузки.

На 60%

собираются сократить траты на Калиниградскую область в 2024 г.

При этом объемы, заложенные в бюджете, являются достаточными, несмотря на сокращение, заверил собеседник «Ведомостей». Более того, впоследствии они могут быть скорректированы с учетом потребностей региональных предприятий. При этом финансирование на поддержку инфраструктурных проектов Калининградской области в сфере берегозащиты и дорожного строительства по сравнению с 2022 г. за счет средств федерального бюджета увеличится в 1,5 раза, заявил собеседник.

Получатель субсидий

Крупнейший резидент ОЭЗ – компания «Автотор». В партнерстве с иностранными производителями она выпускает автомобили марок BMW, Hyundai, Kia и Ford. 1 марта немецкий концерн объявил об остановке производства на заводе «Автотор». В апреле генеральный директор «Автотора» Владимир Щербаков говорил, что завод работает в убыток, а темпы производства сократились втрое.

В сентябре Щербаков объявил об исчерпании запасов и завершении выпуска автомобилей других марок с октября. По его словам, завод переналадит производство под новые проекты. Их запуск планируется до конца года с перспективой по выпуску 50 000–70 000 автомобилей в 2023 г.

С 2016 г. область получает субсидию на компенсацию отмены таможенных льгот для резидентов ОЭЗ, подтвердила руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Льготы отменили, поскольку это противоречило нормам ВТО и Таможенного союза, пояснила она. Однако это грозило проблемой для многих производств, прежде всего «Автотора», в связи с необходимостью растаможивать, например, автомобили – они считались импортными, пояснила эксперт. То же самое касалось любых других товаров, таких как мебель, которая была собрана в области из иностранных деталей. Льготы заменили на субсидии, которые предприятия получали в заявительном порядке. Размер трансферта в пользу Калининградской области, который предназначался для поддержки локальных юридических лиц и резидентов ОЭЗ, в среднем за последние годы составлял около 50 млрд руб., напомнила Анисимова. По всей видимости, большую часть этих средств получал «Автотор», по крайней мере судя по пояснительным запискам к отчетности самой компании и связанных с ней юридических лиц, таких как «Эллада интертрейд» – также резидент ОЭЗ и крупнейшее по объему выручки предприятие области.

По официальным данным «Автотора», в 2020 г. его доля в товарном производстве области составляла 46%, продолжила эксперт. Вероятно, во многих других предприятиях также нарушились логистические цепочки и возникло ожидание спада импорта комплектующих. Индекс промышленного производства в Калининградской области устойчиво снижается – на 17% за январь – август 2022 г., а отдельно по обрабатывающим производствам – почти на 20%. По всей видимости, ожидания необходимости компенсации таможенных пошлин сильно снизились, уверена Анисимова. По сути, это связано скорее не с блокадой, а с санкционными ограничениями в целом, резюмировала эксперт.

Региону нужна поддержка

Не только механизмы поддержки Калининградской области из бюджета, но и в целом принципы функционирования ее экономики будут кардинально меняться, полагает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В обозримом будущем точно не стоит ожидать возвращения объемов грузопотоков на досанкционные уровни, отметил эксперт. Региону потребуется поддержка, но не столько компаниям, которые пока находятся в стадии адаптации, сколько населению, уточнил он.

Еще в прошлом году наблюдалось снижение исполнения средств по программе развития Калининградской области: тогда при запланированных 55 млрд руб. на поддержку было исполнено всего 40 млрд руб., отметил ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Роман Волков.

Экономика региона сильно зависит от российско-европейского сотрудничества, которое сворачивается и вслед за ним уменьшается и программа развития, констатировал эксперт. Близость к Европе, что было всегда большим плюсом, сейчас обернулась минусом, продолжил Волков. Главной для области проблемой в обозримой перспективе будет трансформация логистики: переориентация на российские порты в Петербурге и Ладоге, полагает экономист. Но эта трансформация, вероятнее всего, будет финансироваться не за счет программы развития, а при помощи других каналов доведения средств. Вместе с этим власти будут поддерживать регион напрямую через социальные проекты, поддержку системообразующих предприятий и т. д., резюмировал Волков.