Что означает неожиданное замедление цен производителей в Германии

Потребительская инфляция пока продолжит разгоняться, полагают эксперты
Цены на cкоропортящиеся товары продолжили увеличиваться. Месяц к месяцу они выросли на 1,1%, год к году – на 19%/ Ina FASSBENDER / AFP

В октябре цены немецких производителей сократились на 4,2% по сравнению с сентябрем – это первое снижение данного показателя с мая 2020 г., сообщило в понедельник Федеральное статистическое бюро Германии (Destatis). Опрошенные Trading Economics аналитики в среднем ожидали роста на 0,9%. Но год к году – по сравнению с октябрем 2021-го – показатель увеличился на 34,5%. Несмотря на резкий рост в годовом выражении, его темпы существенно замедлились. В сентябре и августе динамика составляла около 45%. Эти темпы были признаны максимальными с начала ведения расчетов в 1949 г.

В докладе Destatis отмечается, что в октябре наблюдалось снижение цен на электроэнергию на 10,4% по сравнению с сентябрем. Год к году был зафиксирован рост на 85,6%. Этот факт эксперты Destatis связывают с выросшими ценами на природный газ.

Во время кризиса 2020 г. динамика цен производителей в Германии колебалась между отметками -2,2 и 0,7% в месяц. Уже в январе 2021 г. рост цен составил 0,9% по сравнению с январем 2020 г., после чего показатель демонстрировал стабильный рост. В апреле 2021 г. он достиг 5,2%, в июле – 10,4%, в декабре – 24,2%. В марте 2022 г. цены производителей выросли на 30,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а уже в августе был достигнут исторический рекорд роста в 45,8%.

Цены на cкоропортящиеся товары продолжили увеличиваться. Месяц к месяцу они выросли на 1,1%, год к году – на 19%. По оценкам Destatis, основное влияние на инфляцию оказало подорожание продуктов питания – на 25,1% год к году. Самый большой прирост зафиксирован в ценах на сахар (54%), свинину (47%), сыр и творог (38,3%), молоко (36,1%), кофе (29,1%) и растительное масло (28,8%).

Краткосрочная динамика цен производителей в Германии в текущий момент определяется в первую очередь стоимостью энергоресурсов, рост которой замедлился, отметил заведующий Лабораторией исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Правительство Германии предложило план субсидирования затрат на электроэнергию для компаний и домохозяйств в 2023 г., но эффект анонсированной меры может быть заметен уже в 2022 г. через изменение ожиданий фирм относительно издержек производства в краткосрочной перспективе, пояснил он.

Согласно опросам Института экономических исследований Германии, риски дальнейшего разгона инфляции еще остаются, говорит руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. До сих пор немецкие компании перекладывали только треть ценового роста на потребителей, однако до апреля 2023 г. они планируют повысить этот показатель до 50%, что может привести к дальнейшему инфляционному давлению в ближайшие месяцы, продолжил он. Между динамикой цен производителей и потребительскими ценами всегда существует временной лаг, добавляет эксперт.

Риски текущей ситуации в том, что постепенно происходит проникновение энергетических издержек по всей производственной цепочке, охватывающей все более широкий спектр товаров и услуг, т. е. даже в случае коррекции энергетических цен это не приведет к мгновенной переоценке стоимости потребительской корзины, рассуждает Наметкин.

В вопросах будущей динамики цен производителей наименее предсказуемыми факторами остаются налаживание альтернативных поставок энергоресурсов и погодные условия этой зимой: срывы планов по введению мощностей для приема СПГ или более холодная зима могут привести к новому витку роста удорожания энергоресурсов в Германии, прогнозирует Кнобель. Ставка ЕЦБ, которая, вероятно, будет повышена на следующем заседании, может задержать инфляцию, но эффективность этого шага будет не очень высокой, так как европейский регулятор вынужден учитывать интересы всех членов ЕС, в том числе и тех, чей госдолг превышает 100% от национального ВВП (Франция, Греция, Италия, Испания), считает эксперт.

Текущий уровень депозитной ставки достиг 1,5%, а кредитной – 2% и этого совершенно недостаточно для купирования сильного инфляционного тренда, уверен Наметкин. В то же время европейский регулятор ограничен в возможностях более агрессивного ужесточения монетарной политики для более эффективного воздействия на инфляцию: для огромного количества заемщиков, привыкших к рефинансированию долга под нулевые ставки, новая стоимость обслуживания зачастую становится неподъемной, добавляет эксперт.