«Стив Джобс от инвестирования» назвал сроки глубокой рецессии в США

Легендарный Рэй Далио прогнозирует проблемы от повышения ставки ФРС
Ставки ФРС могут достичь 5,25–5,50%, но уровень 6% уже видится менее вероятным/ Joshua Roberts / Reuters

В рамках тренда на ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП) ФРС может повысить процентную ставку с текущих 3,75–4% до 5,5–6% годовых, что станет серьезным ударом по американской экономике, прогнозирует основатель хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио.

Легендарный инвестор, которого СМИ часто называют «Стивом Джобсом от инвестирования», в своем интервью Business Today отметил, что в результате текущего ужесточения ДКП инфляция в США уже показывает тренд на замедление до 4,5–5%. Тем не менее это неизбежно приведет к «вредному» для экономики росту процентных ставок: «Реальная процентная ставка в таком случае должна быть выше инфляции на 1,5%. Это значит, что она в конце концов должна будет достигнуть 6%, чего ФРС и добьется. Это окажет крайне негативное, вредное влияние на экономику», – говорит Далио. По состоянию на ноябрь инфляция в США составляла 7,7% после 8,2% в октябре.

Далио отмечает, что в текущей ситуации очень высока вероятность возникновения в США постоянного бюджетного дефицита на уровне 5% ВВП. Пока, указывает инвестор, весьма высокую стабильность показывают уровни заработных плат американских работников и общие показатели занятости населения. Это значит, что спрос сохраняется и в связи с этим инфляционный рост будет выше ожиданий рынка, заключает он.

Повышение ставки до 5,5–6%, как считает Далио, нанесет большой вред фондовому рынку – в частности, пострадают компании, которые сильно зависят от долгового финансирования.

Инвестор ожидает, что наиболее трудным периодом для американской экономики будут 2024–2025 гг. – именно тогда риски глубокой рецессии и стагфляции станут наиболее острыми.

Ранее, 30 ноября, глава ФРС Джером Пауэлл сообщил в ходе своего выступления в Брукингском институте, что американский центробанк может замедлить темпы повышения ставки. Последние четыре заседания ФРС повышала ставку на 75 б. п.: до 1,50–1,75% по результатам заседания 14–15 июня, до 2,25–2,5% после июльского заседания, до 3–3,25% в сентябре, на данный момент, со 2 ноября, ставка ФРС составляет 3,75–4% годовых.

Какой будет ставка

С учетом очень сильной неопределенности в американской экономике установить точный потолок ставок не может никто, уверен управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. С одной стороны, есть ряд факторов, которые могут повлиять на снижение американской инфляции в ближайшее время, в том числе некоторая коррекция цен на рынке энергоресурсов и продовольствия в последние месяцы, указывает он. Так, в феврале цена за баррель нефти марки WTI на Нью-Йоркской бирже впервые с 2014 г. превысила $100, но уже в сентябре она понизилась до $80, по состоянию на 8 декабря она составляла $74,43. С другой стороны, даже здесь мы видим, что цены на продукты питания в США и Европе продолжают расти, кроме того, базовая инфляция в США только в октябре достигла 6,6%, максимального значения с 1982 г., и, вероятнее всего, рост этого показателя будет долгосрочным, считает эксперт. Американцы не сокращают потребление: население до сих пор обладает высокими сбережениями на фоне высоких зарплат из-за дефицита рабочей силы и низкими уровнями закредитованности, отмечает Сусин. Это, в свою очередь, не позволяет эффектам от ужесточения политики ФРС сразу повлиять на инфляцию: они будут растянутыми во времени при текущих уровнях ставок, считает он.

В июле инфляция в США достигла максимальных с 1981 г. 9,1%. Уже в августе, после июльского увеличения процентной ставки до 2,25–2,5%, рост цен замедлился до 8,5%, далее – до 8,3% в сентябре и до 8,2% в октябре.

Этим и можно объяснить то, что в последнее время американские экономисты все чаще стали говорить о повышении ставок: чтобы замедлить инфляцию в среднесрочной перспективе, ставки должны быть увеличены до уровней, значительно превышающих ожидания рынка, и оставаться высокими на протяжении длительного времени, поясняет эксперт. Так, еще в середине ноября глава ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард допускал повышение ставок до 5–7%. Это, разумеется, может привести к финансовому кризису в США – прежде всего к большим сложностям в обслуживании высоких долгов, накопившихся в американской экономике, считает Сусин. Предельный уровень ставок на среднесрочном горизонте, при котором США могут избежать серьезных финансовых шоков, составляет 3,5–4% – на этом уровне ставки находятся уже сейчас, оценивает он. Если ставки будут выше этих показателей на протяжении полутора-двух лет, это приведет к реализации кредитного риска и проявятся события в экономике, которые уже можно будет характеризовать как финансовый кризис, уверен он. Вероятно, ставки будут выше ожиданий рынков, но относительно недолго – менее одного года, заключает эксперт.

Ставки ФРС могут достичь 5,25–5,50%, но уровень 6% уже видится менее вероятным, оценивает директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. Если американская инфляция в 2023 г. останется на уровне 4,5–5%, то, конечно, рынок будет вынужден смириться с более высокими ставками, но все больше опережающих индикаторов для ценовой динамики указывает на вероятность увидеть 2,5–3% к концу 2023 г., поэтому ставки 4,5–5,0% вполне достаточны, считает он.

С учетом инфляционных ожиданий ставки 5,5–6% будут означать крайне жесткую политику, поэтому и инфляция при них замедлялась бы быстрее, и рецессия оказалась бы заметно более глубокой, чем ожидают многие инвесторы, добавляет эксперт.

Проблемы на фондовом рынке

Рецессия при таких ставках может грозить падением американского фондового рынка на 20–30% вслед за корпоративными прибылями и переоценкой вниз основных мультипликаторов, уверен Полевой. В экономике будут расти дефолты, кредитные спреды будут и далее повышаться, пусть сами по себе средние и длинные долларовые ставки в какой-то момент могут начать снижаться в предвкушении глубокой рецессии и резкого торможения инфляции, указывает он.

На предыдущее повышение ставки ФРС 2 ноября до 3,75–4% фондовый рынок США отреагировал ростом индекса S&P 500 на 0,57% (до 3877,31 пункта), ростом индекса Dow Jones на 1,1% (до 33030,07 пункта) и ростом индекса NASDAQ Composite на 0,37% (до 10940,74 пункта).

В ответ на повышение 21 сентября до 3–3,25% S&P 500 снизился на 0,22% (до 3847,38 пункта), Dow Jones снизился на 0,36% (до 30603,07 пункта), NASDAQ Composite снизился на 0,39% (до 11380,74 пункта).

Столь высокий уровень долларовых ставок и рецессия в крупнейшей экономике мира не оставят мировой экономике шансов, чтобы избежать полноценной глобальной рецессии, а не торможения, которое сейчас прогнозируется, опасается эксперт. Следствием этого будет обвал сырьевых котировок, что заметно ухудшит и без того непростые перспективы российской экономики на 2023 г., заключает он.

В I квартале 2022 г. динамика ВВП США впервые с 2020 г. показала отрицательные значения, остановившись на -1,6%. Отрицательной она оставалась и во II квартале на уровне -0,6%, что совпадало с техническим определением рецессии. Тем не менее Национальное бюро экономических исследований (NBER) отрицательную динамику ВВП на протяжении двух кварталов подряд рецессией не признало. Уже в III квартале ВВП вернулся к росту, который составил 2,9%.

При замедлении инфляции, которое наблюдается уже сейчас, для ФРС нет смысла так же резко, как и в прошлые разы, повышать ставку, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов. Если инфляция продолжит отползать вниз, то регулятор может спокойно обойтись одним-двумя небольшими повышениями и уложиться в 5% или даже 4,5%, уверен эксперт. За счет высокой базы, улучшения логистики и восстановления после пандемии инфляция в США может достичь 5% уже летом, так что ФРС может занять выжидательную позицию, полагает он.

Если ставку увеличат до 6%, замедление инфляции, безусловно, ускорится: вероятно, целевой инфляции в 2% ФРС сможет достигнуть на один-два квартала быстрее, допускает Емельянов.

Последствия для фондовых рынков и экономики США в целом зависят от степени неожиданности решения, считает он. Если ситуация с инфляцией будет хуже ожиданий (снижение замедлится), то рынок акций с высокой вероятностью возобновит падение и даже может обновить годовые минимумы, для экономики в целом эффект вряд ли будет долгосрочным, считает эксперт.

Основной рост ставок уже позади, повышения еще на 1–2% вряд ли вызовут волну банкротств и увольнений, уверен Емельянов. Проблемы могут быть в основном в секторе недвижимости и строительства, особенно если ФРС не перейдет к снижению ставки в течение года-двух, а будет ее сохранять на достигнутом уровне годами, добавляет он.