Китай планирует пакет помощи полупроводниковой промышленности на $143 млрд

Это примерно вдвое больше аналогичного пакета США, принятого летом
Порядок возможных китайских инвестиций имеет смысл сравнивать с планами компаний, которые являются лидерами отрасли/ Aly Song / Reuters

Власти Китая разрабатывают крупнейший за пять лет пакет поддержки полупроводниковой индустрии. Его цель – снижение зависимости от зарубежных поставок, переход на самообеспечение и смягчение санкционного давления со стороны США в этой области. Пакет помощи может составить 1 трлн юаней ($143 млрд), сообщило 13 декабря Reuters со ссылкой на источники. Период действия этого пакета не указывается.

По данным агентства, пакет будет состоять главным образом из налоговых льгот и субсидий, которые будут покрывать до 20% стоимости продукции. Ввести в действие эти меры китайские власти планируют в I квартале 2023 г. Для сравнения: одобренный президентом США Джо Байденом в августе закон CHIPS and Science Act предусматривает госсубсидии в $52,7 млрд для локализации производства чипов на американской территории, а также налоговые льготы для производителей чипов (эта мера будет стоить американскому бюджету $24 млрд).

Большая часть планируемой Китаем финансовой помощи будет использована для субсидирования закупок технологического оборудования, сообщает Reuters. Бенефициарами, по данным источников, будут как государственные, так и частные китайские предприятия отрасли, например NAURA Technology, Advanced Micro-Fabrication Equipment Inc China и Kingsemi. Достижение самообеспеченности в области технологий было одним из ключевых пунктов в докладе председателя КНР Си Цзиньпина на ХХ съезде КПК в октябре. Китайский лидер тогда призвал «выиграть битву» в области основных передовых технологий.

13 декабря советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан заявил журналистам на брифинге в Белом доме, что Вашингтон договорился об ограничении экспорта оборудования для производства полупроводников в Китай с Нидерландами и Японией – его ключевыми производителями. Японский производитель оборудования Japan’s Tokyo Electron обеспечивает примерно 26% потребностей китайских производителей, а голландский ASML Holding – 15%. Shanghai Micro Electronics Equipment Group – единственная китайская компания, специализирующаяся на литографии, – может производить оборудование для производства чипов толщиной только 90 нм, в то время как нидерландский ASML выпускает оборудование для производства на уровне 3 нм. Техпроцесс в 90 нм появился еще в 2002 г. и демонстрирует масштаб отставания Китая в данной сфере.

В середине октября этого года вступили в силу новые ограничения минторга США, которые запретили поставку в КНР чипов для технологий искусственного интеллекта и суперкомпьютеров, для производства широкой номенклатуры микросхем и карт памяти, а также ограничили возможность участия американских граждан и обладателей вида на жительство в США в руководстве профильных китайских компаний. Эти санкции уже привели к тому, что крупные международные компании по производству оборудования прекратили поставки ключевым китайским производителям чипов, включая крупнейшего в КНР производителя карт флеш-памяти Yangtze Memory Technologies Co и компанию SMIC. 12 декабря КНР обратилась в ВТО с иском против Вашингтона из-за принятых им мер экспортного контроля в области полупроводников.

Порядок возможных китайских инвестиций имеет смысл сравнивать с планами компаний, которые являются лидерами отрасли, – тайваньской TSMC и американской Intel, говорит исполнительный директор Ассоциации производителей электроники Иван Покровский. Каждая из этих компаний ежегодно инвестирует от $10 млрд до $20 млрд, напоминает Покровский. При этом они имеют свою специализацию и различное число технологических направлений. Наиболее инвестиционно емкое направление – это направление цифровых микросхем. Если китайское правительство планирует инвестировать $143 млрд, то это сопоставимо с инвестициями крупнейших лидирующих на рынке компаний, говорит эксперт.

Китай за последние 20 лет превратился в одного из крупнейших игроков на рынке продукции информационных технологий, говорит доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Петр Мозиас. Но при этом страна в значительной степени зависит от поставок из-за рубежа необходимых компонентов для создания конечной продукции, отмечает эксперт. И в последние годы обострилась геополитическая конкуренция Китая с США. Эти два фактора ограничивают поставки соответствующей продукции. В таких условиях Китай активно занялся в этой отрасли импортозамещением, вкладывая огромные ресурсы.

Ждать мгновенного позитивного эффекта в этой области нельзя, так как в китайской сфере НИОКР существуют внутренние институциональные проблемы, которые сдерживают ее развитие, подчеркивает Мозиас. С одной стороны, китайское государство оказывает наукоемкому сектору разнообразную поддержку как прямыми бюджетными субсидиями, так и налоговыми привилегиями и льготными кредитами.

Также существует венчурное финансирование с государственным участием, создаются бизнес-инкубаторы и свободные экономические зоны для высокотехнологичных отраслей. С другой – в Китае есть проблемы на стыке различных звеньев цепочки инновации: в частности, медленно происходит переход фундаментальной науки с преимущественно академической на вузовскую модель, остается зазор между фундаментальной и прикладной наукой. Проблемы с внедрением инноваций остаются, в частности, из-за размытой структуры собственности ряда компаний, говорит Мозиас. Из-за того что на китайском фондовом рынке затруднен процесс слияния и поглощения компаний, происходит избыточная диверсификация инвестиций, а это, в свою очередь, препятствует концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях, заключает эксперт.