Регионы завершают 2022 год с близким к рекордному профицитом

Но формально количество дефицитных субъектов увеличилось по сравнению с прошлым годом
Самые высокие показатели – у Санкт-Петербурга, Москвы и Сахалинской области/ Ведомости

Почти половина российских регионов – 39 из 85, не считая присоединенных, – завершают 2022 г. с дефицитом бюджета, следует из данных Минфина. «Ведомости» проанализировали данные об исполнении финансовых планов регионов без учета муниципальных образований на основе информации портала «Электронный бюджет» по состоянию на 17 декабря. По итогам 2021 г. дефицитных регионов было меньше – 19.

В номинальном выражении самые высокие дефициты в 2022 г. зафиксированы у Тюменской, Мурманской и Белгородской областей. Отрицательная разница между доходами и расходами у этих субъектов составила на 17 декабря 39 млрд, 23 млрд и 20 млрд руб. В относительном выражении самые высокие дефициты также зафиксированы у этих трех регионов, хотя и в другом порядке. Отношение между размером дефицита и общей суммой расходов составило: 19% – у Мурманской области, 15% – у Тюменской и 13% – у Белгородской.

46 субъектов завершают год с профицитом. Самые высокие показатели – у Санкт-Петербурга, Москвы и Сахалинской области. Профицит в этих регионах составил 264 млрд, 179 млрд и 71 млрд руб. В относительном выражении самые высокие показатели зафиксированы также у Сахалинской области – 40%, Санкт-Петербурга – 32% и Республики Мордовии – 27%.

При этом сумма доходов всех субъектов пока превышает общий объем их расходов. По состоянию на 17 декабря профицит составил 617 млрд руб. при общем объеме доходов в 16,4 трлн.

Итоги исполнения консолидированных бюджетов (с учетом муниципальных образований, ведомство в отличие от рейтинговых агентств предпочитает ориентироваться на агрегированный показатель) регионов по состоянию на 14 декабря 2022 г. продолжают фиксировать рекордный за последние годы профицит – его размер составил 921,5 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель Счетной палаты. Но в большинстве регионов профицит не столь значителен. Почти 76% суммарного профицита приходится на Санкт-Петербург (283,7 млрд руб.), Москву (202,3 млрд руб.), Кемеровскую (63,3 млрд руб.) и Сахалинскую (61,8 млрд руб.) области, Ямало-Ненецкий автономный округ (58,5 млрд руб.). В настоящее время с профицитом в общем объеме 1,1 трлн руб. исполнены бюджеты 58 регионов, с дефицитом в общем объеме 150,2 млрд – 28 субъектов.

Минфин ждет исполнения консолидированных бюджетов регионов по итогам 2022 г. с профицитом в 102,4 млрд руб. (доходы составят 19,174 трлн руб., расходы – 19,072 трлн), следует из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг. Документ был официально утвержден в сентябре, хотя такой прогноз министерство сформировало еще летом. На ближайшие три года запланирован небольшой дефицит: в 2023 г. – на уровне 77,4 млрд руб. (доходы – 19,283 трлн руб., расходы – 19,361 трлн руб.), в 2024 г. – 71,1 млрд руб. (доходы – 20,344 трлн, расходы – 20,415 трлн), в 2025 г. – 47,8 млрд руб. (доходы – 21,237 трлн, расходы – 21,285 трлн). В 2021 г. консолидированные бюджеты регионов были исполнены с профицитом в 660,6 млрд руб. (доходы составили 17,543 трлн руб., расходы – 16,882 трлн руб.).

Ключевая рекомендация федерального Минфина региональным на следующий год – не раздувать бюджеты и осторожно подходить к тратам накопленной подушки безопасности, говорил «Ведомостям» первый замминистра финансов Леонид Горнин в сентябре. У большинства субъектов есть значительный объем остатков средств на счетах – в совокупности около 4 трлн руб., отмечал он.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Устойчивость пока сохраняется

Пока 2022 год можно назвать сравнительно успешным для региональных бюджетов, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Для аналитиков самой большой неожиданностью стал Санкт-Петербург, доходы которого выросли почти на 40%, прежде всего благодаря конъюнктуре на мировом газовом рынке (в Санкт-Петербурге зарегистрирован головной офис «Газпрома»), отметил он. Кроме этого позитив зафиксирован в Кузбассе, поступления в бюджет которого также резко увеличились из-за роста цен на уголь.

Текущий год региональные бюджеты проходят достаточно комфортно, несмотря на то что в последнее время положительная динамика доходов несколько замедлилась и стала уступать росту расходов, согласился ведущий аналитик группы суверенных рейтингов «Эксперт РА» Владислав Бухарский. Январь – ноябрь регионы завершили в суммарном профиците в размере 1,15 трлн руб., отметила старший директор – руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова: если не учитывать Москву и Санкт-Петербург, то он вдвое меньше. Пока, по ее словам, выросли все виды налоговых доходов и безвозмездные поступления, но расходы также увеличиваются, причем чуть быстрее.

Исполнение консолидированных бюджетов регионов по доходам пока находится на уровне выше 2021 г. в реальном выражении, отметила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова. За 11 месяцев, по ее словам, доходы увеличились на 14% к соответствующему периоду прошлого года, т. е. несколько выше инфляции. Однако текущая ситуация настораживает тем, что налог на прибыль организаций начиная с июня демонстрирует ежемесячное равномерно увеличивающееся снижение, заметила эксперт. В результате к концу года можно ожидать его номинальное исполнение на уровне предыдущего года, что в реальном выражении означает снижение на 12%, полагает она.

В первой половине года наиболее существенные проблемы с бюджетами испытывали преимущественно регионы, экономика которых завязана на автопром, металлургию, добычу железной руды, где наблюдалось серьезное снижение налога на прибыль, однако таких регионов было меньшинство, добавил Бухарский. В связи с опережающим ростом расходов по второй половине года, значительная часть которых приходится на ноябрь – декабрь, можно ожидать, что порядка половины регионов закончат год с дефицитом бюджета, считает эксперт. За 11 месяцев дефицит бюджета фиксировался у 25 субъектов, указала Анисимова. Учитывая сезонность расходов в декабре и тот факт, что в части налоговых доходов уже не приходится ожидать существенных выплат, их число увеличится до 30–33 по итогам 2022 г., полагает она.

В первую очередь дефицит бюджета можно ожидать в регионах с наиболее сильным снижением налога на прибыль, у которых на остатках накоплен значительный объем свободных средств, в связи с чем им не предоставлялась федеральная дотация на сбалансированность, считает Герасимова. Это, например, Белгородская и Мурманская области, Республика Карелия. В ряде регионов он будет вызван предоставлением инфраструктурных кредитов, которые создадут как бы доброкачественный дефицит, обусловленный дополнительным финансированием капитальных расходов, добавила эксперт. Такая ситуация, по ее словам, может сложиться в Самарской и Ростовской областях, Пермском крае.

Риски следующего года

Можно выделить три вида ключевых краткосрочных рисков для регионов, отметил Климанов. Во-первых, это неисполнение прогноза Минфина в этом году, в частности, темп поступлений по налогу на прибыль существенно замедлился в последние месяцы. Тенденция перенесется и на следующий год, поскольку оценка ведомства строится на ожиданиях от 2022 г.

Второй риск – потеря темпа восстановления региональных экономик из-за слишком консервативного подхода к бюджетной политике, продолжил Климанов. В частности, если ориентироваться на материалы Минфина, дефицит консолидированных бюджетов в 2023 г. ожидается на уровне чуть более 100 млрд руб., напомнил экономист. Даже если факт разойдется с прогнозом, итоговый дефицит будет несопоставим с размером подушки безопасности, т. е. остатков (по последним данным – 4 трлн руб.). Держать такую колоссальную сумму в резерве в сложившихся условиях неоправданно.

Третий риск – слишком детальное распределение субсидий из федерального бюджета по целям, продолжил Климанов. Фактически это означает ручное управление региональными финансами из центра, тогда как в большинстве случаев субъекты самостоятельно могут распорядиться деньгами более эффективно, полагает эксперт. Кроме этих трех рисков есть еще неявные угрозы для отдельных регионов, связанные с нюансами законодательства. Например, непонятно, как изменится распределение доходов в результате отмены режима консолидированных групп налогоплательщиков.

В зависимости от экономической ситуации в 2023 г., усиления или спада санкционного давления можно отметить риски снижения поступлений доходов в бюджеты отдельных регионов в связи с высокой базой 2022 г., что может привести к снижению объема профицита и увеличению количества «дефицитных» регионов, сообщил «Ведомостям» представитель Счетной палаты.

В 2023 г. региональные бюджеты продолжат подвергаться негативному влиянию санкционного давления, ожидает младший директор группы суверенных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Учитывая усиливающееся санкционное давление, ухудшение ситуации возможно абсолютно в любой отрасли экономики, что отрицательно скажется на доходной части бюджетов регионов, отметила она. Все регионы, чьи доходы зависели от экспорта ресурсов в страны, которые ввели санкции против России, вынуждены корректировать ожидания по доходам в следующем году, заметила Анисимова. Сокращать расходы при этом, по ее словам, не так просто. Резерв сокращения невелик, поскольку основная доля расходов бюджетов – это текущие траты на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и другие социально важные направления, пояснила эксперт.

Сейчас сформированные бюджеты на 2023 г. в основном дефицитные, так как регионы всегда осторожны в своих планах перед предстоящим финансовым годом, указала Тирских: агрегированный дефицит составляет более 1,5 трлн руб., более четверти из него приходится на Москву. У ряда регионов, по ее словам, дефицит будет технический, так как он полностью покрывается за счет остатков средств на счетах – например, такой бюджет сформирован в Вологодской области.

В следующем году риски для формирования доходной базы бюджетов регионов прежде всего представляют поступления по налогу на прибыль, считает Герасимова: в структуре доходов он составляет около 25–35%. Налог на прибыль в значительной степени зависит от текущей конъюнктуры экономики, что делает его поступления наиболее уязвимыми к экономическим шокам, пояснила эксперт. Кроме того, по ее словам, из-за введенной в марте антикризисной нормы об учете курсовых разниц уже в 2022 г. ожидаются потери бюджетов регионов по налогу на прибыль в связи с текущим ослаблением рубля. Это может привести к выпадающим доходам бюджетов и в следующем году, добавила эксперт. Пострадают в основном наиболее финансово обеспеченные регионы с высокой долей налога на прибыль в общих доходах бюджета, полагает она.

Наиболее рисковая ситуация с бюджетом – у сильных самодостаточных регионов, поскольку они в большей степени подвержены негативным последствиям, согласна Тирских. В кризисные годы отстающие регионы получают большую поддержку из федерального бюджета, заметила эксперт. В предстоящем году федеральный центр продолжит поддерживать регионы, напомнила она: размер помощи в виде дотаций из федерального бюджета составит порядка 1 трлн руб., что эквивалентно объему поддержки в текущем году.

В условиях сложной прогнозируемости поступлений налогов и сборов в 2023 г. регионы, скорее всего, будут придерживаться сбалансированной стратегии, когда выполняются все публичные обязательства, а также все федеральные мандаты, к которым относятся, например, мероприятия нацпроектов, ожидает Герасимова. Регионы продолжат выполнять социальные обязательства, несмотря на рост санкционного давления, сокращение прибыли ряда предприятий и проблемы со сбытом их продукции в результате нарушения логистических цепочек, считает Тирских. В ряде субъектов сформированная подушка безопасности по итогам последних лет позволит закрыть их потребности даже при негативном сценарии развития экономики, указала она. В случае перехода на режим экономии регионы в первую очередь будут уменьшать расходы на капстроительство и закупки, а также в ряде случаев – на реализацию региональных госпрограмм, предполагает эксперт.