Россия и Иран начали проработку общего стейблкойна на золоте

Но его использование будет возможно после того, как власти отрегулируют оборот криптовалют
Возможность использования цифровой валюты вместо доллара, рубля и иранского риала при товарообороте между Россией и Ираном выглядит максимально целесообразно/ Sefa Karacan / Anadolu Agency / Getty Images

В центробанке Ирана рассматривают возможность совместно с Россией создать некий токен Персидского региона, который может приниматься в качестве платежного средства во внешнеторговых расчетах вместо доллара, рубля и иранского риала. Об этом рассказал «Ведомостям» исполнительный директор Российской ассоциации крип тоиндустрии и блокчейна Александр Бражников. Член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев подтвердил факт переговоров, но уточнил, что на государственном уровне данный вопрос будет активно обсуждаться только после того, как в России полностью отрегулируют криптовалюты.

Предполагается, что токен будет обеспечен золотом, т. е. по своему типу будет стейблкойном, рассказал Бражников. Стейблкойн – это криптовалюта, стоимость которой привязана к так называемому фиату («классические» деньги, эмитируемые государствами) или драгметаллам. Крупнейший «золотой» токен на данный момент, PAX Gold, занимает 73-е место по капитализации, $512 млн, по данным CoinMarketCap. Стейблкойны, как правило, используются не для инвестиционной стратегии с целью заработка на росте актива, а для цифровых расчетов. Золото инвесторы обычно воспринимают как защитный актив, т. е. для сохранения своих средств, а не для их преумножения.

Уместно создать стейблкойн именно с Ираном, утверждает Бражников, как более прогрессивной страной в плане криптоиндустрии – там есть майнеры, криптобиржи и криптообменники. Российско-иранские отношения развиваются, говорит эксперт: с 2023 г. особая экономическая зона в Астрахани начнет принимать грузоперевозки из Ирана. Предполагается, что на этой базе может заработать и токен. Также в долгосрочных планах Ирана вернуться к мировому стандарту золота, чтобы крупные добытчики драгметалла могли создавать ликвидность и минимально использовать фиат в расчетах, объясняет Бражников. Золотой стандарт – это денежная система, при которой стоимость банкнот или в данном случае монет выражена в определенном гарантированном количестве золота.

Возможность использования цифровой валюты при товарообороте между Россией и Ираном имеет преимущество над SWIFT, сказал Ткачев, но полные правила пользования криптовалютой должны появиться только в этом году, тогда и можно будет говорить о более плотном взаимодействии. По его мнению, создание определенного токена отличная идея, но пока не является острой необходимостью – в рамках закона о ЦФА и ЦУП можно куда быстрее и с большей степенью управляемости токенизировать активы и без криптовалюты.

ЦБ выступает против использования криптовалюты как средства расчетов внутри страны, но поддерживает ее применение в импортно-экспортных сделках. Регулятор планирует протестировать использование криптовалюты для международных расчетов в рамках экспериментального правового режима, говорила в декабре первый зампредседателя ЦБ Ольга Скоробогатова. Директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков ранее предлагал разрешить международные расчеты в криптовалютах (в том числе и в стейблкойнах) любым отраслям без ограничений. «Ведомости» направили запрос в Банк России, Минфин, а также центральный банк Ирана.

Чье золото и кто платежный агент

Создание стейблкойна для внешних расчетов в условиях санкций выглядит максимально целесообразно, считает управляющий партнер адвокатской коллегии «Град» Мария Аграновская, но все зависит от того, каким образом как минимум две страны смогут договориться о принятия токена в качестве оплаты. Такую идею уже давно предлагают многие банки в поисках замены доллара или USDT (стейблкойн Tether, привязанный к доллару), который не обладает ликвидностью и ставит под сомнение свое обеспечение, добавляет эксперт. Технически такие платежи несложно организовать, утверждает она, но необходимо ответить на два вопроса: где хранить золото для обеспечения и кто будет играть роль банков-посредников, если покупатель или продавец захотят обменять токен на фиат.

Безусловно, есть вероятность, что использование стейблкойна может попасть в будущие пакеты санкций, мы не можем знать об этом точно, рассуждает Аграновская, но совершенно точно такие расчеты сложнее запретить, если они не попадают в зону евро или доллара или если в операциях не участвуют посредники из ЕС или США. В любом случае стейблкойн на золоте – это вполне рабочий инструмент, который в том числе может решить проблемы, связанные с ограничениями SWIFT-переводов, резюмировала эксперт.

Если говорить о расчетах в долларах между Россией и Ираном, то они в принципе запрещены из-за санкций, поэтому платежи спокойно проходят в национальной валюте, говорит вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, близость этих стран благодаря санкциям позволяет установить почти любую систему расчетов между собой, поэтому городить особую цифровую платформу не обязательно. Также сейчас это не совсем уместно, так как между странами нет внушительного товарооборота, объясняет Войлуков: для поддержки ликвидности стейблкойна необходим примерно равный товарный поток между странами, так как криптовалюта не может постоянно идти в одну сторону. Если рассматривать это как пилотный проект для распространения его в будущем на другие дружественные страны, то в качестве первого партнера логичнее смотрится Белоруссия, предполагает эксперт: она ближе по менталитету и экономической системе, к тому же там также работают майнеры и криптобиржи.