В ФТС назвали основных торговых партнеров России по итогам 2022 года

Турция стала второй после Китая, Индия не вошла в пятерку
Изменение в структуре основных торговых партнеров России вызвано в первую очередь геополитическими факторами – санкциями и контрсанкциями, а также изменениями цен на сырьевые товары/ Евгений Разумный / Ведомости

Основными торговыми партнерами России по итогам 2022 г. стали Китай, Турция и Нидерланды, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), предоставленных в ответ на запрос «Ведомостей». В первую пятерку стран по объемам торговли также вошли Германия и Белоруссия. Индия, которая стала одним из основных потребителей российских энергоресурсов, в число главных партнеров не вошла.

По данным таможенной службы, в 2022 г. товарооборот России с Китаем по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, с Турцией – на 84%, с Белоруссией – на 10%. При этом с Германией он сократился на 23%, с Нидерландами – на 0,1%.

В 2021 г. Китай также занимал первое место среди крупнейших партнеров России с показателем $140,7 млрд (экспорт составлял $68 млрд, импорт – $72,7), следует из опубликованной статистики ФТС. На втором месте находилась Германия ($57 млрд: экспорт – $30 млрд, импорт – $27 млрд), на третьем – Нидерланды ($46,4 млрд: экспорт – $42,2 млрд, импорт – $4,2 млрд). Белоруссия была четвертой c показателем $38,4 млрд (экспорт – $22,8 млрд, импорт – $15,6 млрд), а замыкали пятерку США – $34,4 млрд (экспорт – $17,5 млрд, импорт – $16,9 млрд). Турция находилась лишь на шестом месте с показателем $33 млрд (экспорт – $26,5 млрд, импорт – $6,5 млрд). В целом внешнеторговый оборот России в 2021 г. составлял $785 млрд (экспорт товаров достиг $491,6 млрд, импорт – $293,4 млрд).

Данные ФТС России совпадают с зеркальной статистикой китайского таможенного управления. Товарооборот России и Китая по итогам 2022 г. увеличился на 29% до рекордных $190 млрд, сообщала в январе таможня КНР. По ее данным, поставки из Китая составили $76 млрд, из России – $114 млрд.

Весной 2022 г. ФТС перестала приводить внешнеторговую статистику, последние данные вышли в марте за январь (публикации производятся с лагом в 1,5 месяца). Такое решение было принято, чтобы избежать некорректных оценок и спекуляций, пояснял глава ведомства Владимир Булавин. До этого западные страны начали вводить масштабные санкции против России, которые в том числе касались поставок различных товаров. В марте правительство разрешило ввоз в Россию иностранной продукции без согласия правообладателей. В список товаров для параллельного импорта попали автомобили, запчасти, бытовая техника, одежда, обувь и т. д.

Санкционные перемены

Ключевым фактором изменения географической структуры внешнеторгового оборота в 2022 г. стало введение санкций, рассуждает доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова. В частности, под ограничения попали поставки оборудования на российский рынок, которое занимает основную долю в структуре импорта России, отмечает она. В то же время был узаконен параллельный импорт, в результате чего изменились глобальные цепочки поставок, добавила эксперт: значимым партнером в налаживании новых маршрутов стала Турция, что повлияло на резкое увеличение ее доли во внешней торговле России.

Изменение в структуре основных торговых партнеров России по итогам прошлого года вызвано в первую очередь геополитическими факторами – санкциями и контрсанкциями, а также изменениями цен на сырьевые товары, говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

По сравнению с другими странами Китай уже давно доминирует во внешней торговле России, напомнил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В прошлые годы поставки в ЕС превышали экспорт в КНР, но ни Германия, ни Нидерланды, ни страны Восточной Европы уже давно не могли сравниться по уровню товарооборота с ней, заметил он. Турция фактически закрепила за собой место в качестве торгового моста между Россией и Европой, что существенно поддержало турецкую экономику, которая без такой поддержки рисковала впасть в рецессию уже в середине 2022 г., добавил эксперт.

В соответствии с доступными на сегодня зеркальными данными (т. е. данными торговых партнеров России) UN Comtrade Database объем внешней торговли России по итогам 10 месяцев 2022 г. составил $421,5 млрд, что на 20,4% ниже, чем за аналогичный период 2021 г., отметила ведущий специалист направления «Экономика несырьевого экспорта» ЦСР Наталья Кочеткова: импорт снизился в годовом выражении на 51,5%, экспорт – на 3%. Указанные данные, по ее словам, являются приблизительными, поскольку статистика за 10 месяцев в этой системе на текущий момент доступна не по всем торговым партнерам России – например, по Китаю есть данные только за первые три месяца 2022 г. Кроме того, данные в эту базу собираются из различных источников и могут содержать определенные искажения, добавила эксперт. Исходя из этой статистики в структуре экспорта из России основными торговыми партнерами по итогам 10 месяцев 2022 г. стали Индия, Германия, Нидерланды. В их число также входят Турция (последние данные за девять месяцев) и Китай (данные за три месяца). В части импорта в Россию основными торговыми партнерами были Китай, Германия, Турция, Белоруссия.

В целом по приведенным данным ФТС и зеркальной статистики видно переключение России с торговли со странами, которые входят в перечень недружественных (страны ЕС, США), на государства, которые не накладывали прямых торговых санкций (страны Азии, Ближнего Востока), резюмировала Кочеткова.

Что изменится в 2023 г.

Действие основных факторов, которые повлияли на структуру экспорта и импорта 2022 г., – санкционных ограничений и динамики цен на энергоносители – сохранится и в этом году, указал директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. Из-за новых ограничений и, скорее всего, более низких средних цен на газ, а также изменений в логистике Казахстан в 2023 г. может обогнать Белоруссию, допускает Табах. Объемы торговли с Германией и Нидерландами в текущем году пойдут вниз, а с Китаем и Турцией вырастут, ожидает он.

В число основных партнеров в 2023 г. войдут Китай, Турция и Белоруссия, роль Казахстана и других стран Центральной Азии будет расти, полагает Данильцев. Ситуация с Нидерландами будет зависеть от политики энергетических санкций и цен на нефть, поскольку эта страна является хабом для российского нефтяного экспорта и ее роль в российской торговле определяется именно этим фактором, заметил он. Относительно Германии большое значение будут иметь политические факторы и цены на энергоносители, хотя в отношении импорта можно ожидать дальнейшего снижения, добавил эксперт.

В 2023 г. Турция, вероятно, закрепит за собой роль базового перевалочного пункта по импорту в Россию, а Китай останется ключевым торговым партнером, полагает главный аналитик ПСБ Денис Попов. Постепенно продолжат улучшать позиции в рэнкинге Казахстан, Индия и Южная Корея, ожидает он. По итогам года эти страны могут попасть в топ-5 торговых партнеров России, не исключает Гришунин: Казахстан в качестве альтернативного Турции торгового моста между Россией и европейскими странами, Индия и Южная Корея как конечные контрагенты, которые увеличат потребление российских энергоносителей, удобрений и сельхозпродукции и нарастят поставки электроники, продукции машиностроения и фармакологии.