Западный экспорт в соседние с Россией страны резко вырос в 2022 году

В ЕБРР заподозрили государства в несоблюдении санкций
В России для замены продукции ушедших или ограничивших ввоз в страну компаний заработал механизм параллельного импорта, предполагающий ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя/ Евгений Разумный / Ведомости

Страны Запада резко нарастили экспорт в соседние с Россией страны на фоне рекордного сокращения товарооборота с Россией, следует из февральского доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Экспорт стран ЕС в мае – июле 2022 г. в сравнении со средними показателями аналогичных доковидных периодов в 2017–2019 гг. сократился на 56% в направлении России и на 39% в направлении Белоруссии. При этом на 84% вырос экспорт в Киргизию, на 72% – в Армению, на 21% – в Таджикистан, на 19% – в Грузию и на 14% – в Казахстан, следует из данных организации. В ЕБРР заподозрили, что данный тренд связан с нежелательными для западных стран экономическими связями с Россией.

Абсолютных значений ЕБРР не приводит, ФТС с весны прошлого года перестала публиковать информацию о внешней торговле. Объем торговли России со странами ЕАЭС по итогам 2021 г. составил $46 млрд, из которых около половины занимает Белоруссия. Общий объем торгового оборота России со всеми странами в том году составил $800 млрд. Торговля с ЕАЭС, таким образом, занимала менее 6%.

Есть ряд косвенных оценок, которые показывают, что структура импорта России действительно серьезно меняется, отметила заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина. Можно говорить о перераспределении торговых потоков – импорт из недружественных стран замещается импортом из Китая, кроме этого действительно наблюдается рост торговли с рядом соседних стран, прежде всего Центральной Азии, добавила она. «Но эти объемы настолько малы, что не играют принципиальной роли в российском импорте», – резюмировала Федюнина. Прежде всего в составе импорта в Россию из таких стран, как Армения, Грузия, Киргизия, существенно выросла доля электромашин и оборудования, а также запчастей к транспортным средствам, отмечает эксперт.

В 2022 г. в России для замены продукции ушедших или ограничивших ввоз в страну компаний заработал механизм параллельного импорта. Он предполагает ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Покупатель продукции приобретает ее за рубежом, где товар был введен в гражданский оборот с согласия правообладателя (фактически производителя), а затем обеспечивает ввоз в Россию. При этом при условии наличия продукции в перечне параллельного импорта таможня обеспечивает ее беспрепятственный ввоз, а импортер освобождается от ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности (по сути, эксклюзивного права производителя на дистрибуцию по своим каналам).

«Параллельный импорт, нужно сказать, изначально замышлялся  как существенная мера поддержки и для бизнеса, и для нашей экономики. За это время ввезено 2,4 млн т товаров на сумму свыше $20 млрд. Это прежде всего автомобили, станки, оборудование, технологические линии. Но есть и товары легкой промышленности. Считаем, что это тоже оказывает значительное влияние на стабилизацию цен на нашем рынке», – сообщал в декабре руководитель ФТС Владимир Булавин (в феврале 2023 г. он покинул этот пост).

Не следует ждать, что механизмы параллельного импорта через Центральную Азию будут существенно расширяться в дальнейшем, так как они по преимуществу работают только для небольшого количества мелкооптовых партий, оценивала Федюнина. Кроме того, сами страны Центральной Азии, вероятно, не будут способствовать расширению параллельного импорта, так как это может навлечь вторичные санкции, считает эксперт. Если у России в начале 2022 г. был определенный финансовый и экономический запас прочности, а также опыт адаптации на уровне предприятий к различным шокам, то у небольших стран Центральной Азии такого запаса прочности нет и поэтому даже относительно небольшие по масштабам санкции могут ударить по ним гораздо больнее, поясняет Федюнина.

Россия была и остается большим рынком сбыта, а в условиях замедления темпов роста в еврозоне и высокой инфляции предприятиям часто сложно отказаться от потребителей из России, поэтому компании, особенно небольшие, будут искать способы выхода на российский рынок, отмечает эксперт.

Хотя страх вторичных санкций действительно силен, вряд ли в 10-м пакете санкций ЕС будут какие-либо ограничительные меры против государств – партнеров России по ЕАЭС и других сопредельных стран, даже если будет доказано их участие в схемах параллельного импорта, считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.

Взаимная торговля стран ЕАЭС за 11 месяцев 2022 г. выросла более чем на 13% почти до $74 млрд, оценивал в начале февраля министр экономического развития Максим Решетников.

Оверкомплаенс в странах ближнего зарубежья уже давал о себе знать и в прошлом году в том же Казахстане, напоминает эксперт. Определенно, считает Тимофеев, есть в этом плане риск других ограничений – инфорсмента, а именно принудительных мер в отношении конкретных компаний. Если санкции ЕС обходятся в том или ином виде, то это уголовное преступление (в случае если здесь задействовано европейское лицо). В декабре 2022 г. Еврокомиссия утвердила, например, в виде наказания за обход санкций для физических лиц – граждан стран ЕС лишение свободы на срок до пяти лет. Компании же будут штрафовать в размере не менее 5% от общего мирового оборота юридического лица за год, предшествующий решению о штрафе.

Если сообщником или партнером были лица из других стран, они могут быть теоретически также привлечены к ответственности, хотя с европейской стороны таких прецедентов пока нет в отличие от США, которые привлекают к ответственности на основании того, что считают своей юрисдикцией и свои товары, и операции с долларом. Вполне возможно, что в Брюсселе рано или поздно отработают подобный механизм и введут в практику, допускает Тимофеев. Пока Евросоюз не вполне понимает, что делать и как наказывать за обход санкций, очевидно, что Россия будет пытаться решить свои проблемы с торговлей доступными ей способами. Как заставить третьи страны опасаться вовлечения в подобные схемы, Брюссель еще не придумал, констатирует Тимофеев.