Эксперты ожидают начала покупок валюты в ФНБ во втором полугодии

Принципиального влияния на курс интервенции уже оказывать не будут
Минфин начнет покупки юаней в рамках бюджетного правила ближе к IV кварталу/ Андрей Гордеев / Ведомости

Минфин 3 марта объявил о планах сократить в ближайший месяц продажу юаней из ФНБ для компенсации недополученных нефтегазовых доходов. Ведомство запланировало по 6 апреля объем интервенций на уровне 119,8 млрд руб. (5,4 млрд руб. в день), что на четверть меньше, чем в предыдущий месяц. С 7 февраля по 6 марта Минфин должен реализовать валютных резервов на 160,2 млрд руб. (8,9 млрд в день).

Сокращение интервенций означает, что ожидаемый объем нефтегазовых доходов возвращается к базовому уровню – установленному законом значению. Величина на весь год определена в 8 трлн руб. На каждый месяц объем базовых нефтегазовых доходов устанавливается отдельно – 670 млрд руб. в апреле, 672 млрд в мае, 664 млрд в июне. Величина продаж валюты – это разница между базовым значением и фактическими поступлениями. Когда доходы преодолевают планку, Минфин начинает, наоборот, закупать валюту в ФНБ.

По итогам февраля нефтегазовые доходы оказались заметно выше прогнозных оценок, отметил главный аналитик ПСБ Денис Попов. На 130 млрд руб. за месяц выросли поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и почти на 80 млрд руб. – от НДПИ на природный газ, указал он. По мнению эксперта, в том числе это говорит о более успешной, чем ожидалось, адаптации компаний сектора к работе в новых санкционных условиях.

По данным Минфина, нефтегазовые доходы бюджета в феврале увеличились до 521,2 млрд руб. с 425,5 млрд в январе (в том числе поступления от НДПИ на нефть выросли до 490,7 млрд с 364,1 млрд, на газ – до 120,5 млрд с 44,3 млрд). В то же время нефтегазовые поступления оказались значительно ниже по сравнению с показателями прошлого года: в январе 2022 г. они составляли 794,5 млрд руб., в феврале – 971,7 млрд.

В марте бюджет недополучит 132,1 млрд руб. нефтегазовых доходов, ожидает министерство. При этом в феврале нефтегазовые поступления оказались на 12,3 млрд руб. выше ожиданий.

Переход к покупкам

В июле – августе продажи валюты по бюджетному правилу сократятся до минимума, считает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. К покупкам валюты Минфин сможет перейти не раньше осени при определенных условиях, прогнозирует он. Поступательный рост добычи и снижение спреда с Brent позволят начать получать нефтегазовые сверхдоходы и перейти к покупкам юаней в ФНБ, добавил эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. Но это произойдет не ранее конца II – начала III квартала, полагает он.

Хотя объемы продаж валюты будут и дальше сокращаться в ближайшие месяцы, до лета ведомство продолжит расходовать резервы, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Поступления от нефти и газа в бюджет в ближайшие месяцы не превысят базовые нефтегазовые доходы (установленная законом планка; в случае если поступления оказываются ниже, ведомство тратит ФНБ, выше – пополняет), добавил он.

Минфин начнет покупки юаней в рамках бюджетного правила во втором полугодии, а именно ближе к IV кварталу, ожидает Попов. В первом полугодии продажи юаней из ФНБ, вероятно, будут сохраняться, но уровень влияния интервенций на формирование курса рубля расти уже не будет, считает эксперт. С одной стороны, это связано с прекращением заметного роста объемов интервенций, с другой – с вероятным расширением объемов операций с юанем на валютном рынке по мере усиления экономической активности и дальнейшей переориентации на работу с дружественными валютами, пояснил Попов.

Если цены на нефть Brent останутся выше $80/барр., дисконт Urals к Brent сократится до $25 и российские компании сохранят объем добычи нефти недалеко от текущих уровней, то есть вероятность, что Минфин перейдет к покупкам валюты, указал Васильев. Однако они будут небольшими и значимо не повлияют на рубль, согласен он. В первом полугодии курс российской валюты, по его оценкам, останется в среднем около 75–76 руб./$.

Переход в конце 2023 г. к покупкам юаней в рамках бюджетного правила также не будет оказывать существенного влияния на курс рубля из-за ограниченности объемов этих операций, добавил Попов. На конец года курс будет на уровне 78 руб./$.

По данным Мосбиржи, в пятницу, 3 марта, доллар торговался в диапазоне 75,06–75,79 руб.

По итогам 2022 г. нефтегазовые доходы бюджета составляли 11,586 трлн руб. Согласно действующему закону о бюджете доходы на 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., в том числе нефтегазовые – 8,9 трлн (из них базовые – 8 трлн). В бюджет на текущий год заложена средняя цена Urals $70,1/барр., курс доллара – 68,3 руб., добыча нефти на уровне 490 млн т. В феврале вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия в марте добровольно сократит добычу на 500 000 барр./сутки.

Ограничение дисконта

В апреле дисконт Urals с высокой вероятностью будет соответствовать размеру скидки от цены Brent, предложенной правительством, поэтому доходная часть бюджета дополнительно не пополнится, полагает Миронюк из «БКС мир инвестиций». Существенной поддержки бюджет не получит, даже когда максимальный дисконт, установленный кабмином, будет стремиться к $25/барр., поскольку спред Urals и Brent в III квартале и так снизится до $23, ожидает эксперт. Таким образом, налоги продолжат рассчитываться по цене Urals (без применения формулы скидки к Brent), пояснил он. При этом во втором полугодии данная формула будет страховать бюджет от потерь, связанных с незапланированным/непрогнозируемым расширением спреда, считает Миронюк.

Размер дисконта

Сейчас цена российской нефти рассчитывается на основе данных агентства Argus – котировок в европейских портах назначения (нидерландского Роттердама и итальянской Аугусты). В феврале 2023 г. средняя стоимость Urals сложилась в размере $49,56/барр., сообщал Минфин 1 марта. В январе она составляла $49,48/барр., в декабре – $50,47/барр. Средняя цена марки Brent в феврале составляла $83,5/барр., в январе – $83,91/барр., в декабре – $81,61/барр. Таким образом, дисконт российской нефти в январе – феврале находился на уровне $34 против $31 в декабре. Но поскольку из-за санкций структура поставок российской нефти кардинально поменялась, сместившись в пользу азиатских покупателей, котировки Urals в европейских портах от Argus оказались нерелевантны.

Ограничение дисконта цен на российскую нефть для расчета налогооблагаемой базы в ближайшие месяцы существенно не повлияет на нефтегазовые доходы, так как расчетные ценовые параметры близки к рыночным значениям, согласен Попов. По итогам года нефтегазовые доходы (с учетом ограничений по дисконту) составят 7,6–8 трлн руб., оценил он. В целом ситуация с доходной частью бюджета по году пока оценивается умеренно оптимистично, указал эксперт: ожидается минимальное недовыполнение плана по нефтегазовым доходам и его перевыполнение по ненефтегазовым налогам и сборам. Общий план по всем доходам федерального бюджета в 2023 г. будет незначительно перевыполнен, полагает Попов.

В феврале президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 1 апреля дисконт на нефть Urals к Brent ограничен для расчета налогов.

Уточненный механизм будет применяться при расчете НДПИ, налога на дополнительный доход, акциза на нефтяное сырье. Если цена нефти Urals в апреле окажется меньше стоимости Brent более чем на $34/барр., то для целей налогообложения ее цена принимается в размере цены Brent минус $34/барр. На май дисконт установлен на уровне $31/барр. (при аналогичном условии, т. е. если Urals будет дешевле Brent более чем на $31/барр.), на июнь – $28/барр., на июль – $25/барр. Если дисконты на российскую нефть будут меньше указанных цифр, то налоги рассчитают исходя из фактической стоимости Urals.

По итогам января 2023 г., по предварительным данным Минфина, федеральный бюджет исполнен с дефицитом 1,76 трлн руб. Доходы составили почти 1,4 трлн руб., что на 35% ниже объема поступлений в январе прошлого года. Нефтегазовые поступления в годовом выражении сократились на 46% до 426 млрд руб. В первую очередь это связано со снижением цен на нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа, поясняли в министерстве. Расходы бюджета в январе при этом составили 3,1 трлн руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 59%.