Эксперты ждут повышения ставки ФРС до 5–6% на ближайших заседаниях

Ранее Пауэлл предупредил об ужесточении политики американского регулятора
Глава ФРС Джером Пауэлл/ Getty Images via AFP

Американский регулятор готов вернуться к высоким темпам повышения ставки, и ее максимум, скорее всего, превысит ожидания рынков. Об этом заявил глава ФРС Джером Пауэлл во время своего выступления на банковском комитете сената США 7 марта. Удержание ставки на повышенном уровне уместно на протяжении некоторого времени, а преждевременное смягчение денежно-кредитной политики (ДКП) нежелательно, добавил он.

По итогам последнего заседания 1 февраля 2023 г. ФРС увеличила ставку на 0,25 п. п. до 4,5–4,75% годовых. Текущий прогноз предусматривает достижение ставки 5–5,25%, при этом он может быть скорректирован на ближайшем заседании 22 марта.

ФРС начала резко поднимать ставку в июне прошлого года для борьбы с инфляцией. В этот месяц рост цен ускорился до 9,1%, что стало максимумом с 1981 г. На заседании 15 июня 2022 г. ФРС подняла процентную ставку сразу на 0,75 п. п. – до 1,5–1,75%, это стало самым резким повышением с 1994 г. Такими же темпами она повышалась на заседаниях 27 июля, 21 сентября и 2 ноября. В декабре 2022 г. регулятор замедлил темпы повышения и увеличил ставку на 0,5 п. п. до 4,25–4,5%. Уровень американской безработицы стабильно сокращался с осени 2022 г., следует из данных Федерального бюро статистики труда США. После 3,7% в октябре он составил 3,6% в ноябре, 3,5% в декабре и 3,4% в январе – это стало минимумом с 1969 г.

С июля 2022 г., после начала цикла повышения ставки, инфляция в США стабильно замедлялась. По итогам января 2023 г. она составила 6,4%.

Почему беспокоится ФРС

Главными факторами, влияющими на решения ФРС, остаются данные по инфляции и рынку труда, указывает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Проинфляционные факторы для США остаются сильными – помимо роста цен на продовольствие и энергию это отражает и удорожание услуг на 7,6% в январе (самый высокий показатель в этом секторе с 1982 г.) после 7,5% в декабре, поясняет эксперт. Рынок труда остается очень сильно перегретым, указывает Сусин: число открытых вакансий в январе составляло 10,82 млн человек – этот показатель вдвое выше числа безработных, которых в январе насчитывалось 5,7 млн человек. Это значит, что сохраняется значительный потенциал для роста зарплат, а это серьезный проинфляционный фактор, добавляет эксперт. Это, безусловно, вызывает сильное беспокойство у ФРС, и она отвечает ужесточением риторики – выступление Пауэлла это подтверждает, считает он.

После заявлений Пауэлла наиболее вероятным выглядит повышение ставки ФРС сразу на 0,5 п. п., что приведет ее в диапазон 5–5,25% уже в конце марта, оценивает первый вице-президент ЦСР Борис Копейкин. К осени показатель может достичь 5,5 –5,75, считает он. Некоторые крупные участники рынка, такие как BlackRock и Shroders, судя по последним новостям, начали обсуждать вероятность повышения и сохранения на некоторое время ставки на уровне 6% и выше, добавляет Копейкин.

Повышение ключевой ставки ФРС может продлиться до середины лета, ее максимальный потенциал – 5,5–6%, считает начальник отдела аналитики и продвижения, «БКС мир инвестиций» Оксана Холоденко. К сокращению ставки ФРС может приступить в середине следующего года, полагает она.

Если в статистике будут хоть какие-то намеки на снижение инфляционного давления, ФРС, скорее всего, повысит ставку только на 0,25 п. п. в марте – регулятору вряд ли бы хотелось после замедления темпов повышения снова ускоряться, считает Сусин. Тем не менее если данные будут подтверждать ускорение инфляции, то повышение ставки на 0,5 п. п. вполне возможно, добавляет он. Наиболее вероятным сценарием в текущей ситуации выглядит повышение ставки ФРС до 5,5% к сентябрю и сохранение ее на этом уровне до конца 2023 г., считает Сусин. Если начнут реализовываться процентный и кредитный риски в финансовой системе, регулятору придется действовать более осторожно – возможно, это заставит его перейти к понижению ставок уже в 2023 г., добавляет эксперт.

Последствия повышения ставки

Повышение ставки ФРС значительно усиливает риск того, что американская экономика войдет в рецессию, отмечает Копейкин. Рынок видит ее все более вероятной, судя по перевернутой кривой ставок по американскому госдолгу, напоминающей показатели начала 80-х гг., указывает он. Следует признать, что пока экономические показатели не слишком негативно отреагировали на предыдущие повышения ставок, добавляет эксперт.

Первые макроэкономические признаки рецессии могут появиться в конце 2023 – начале 2024 г., инфляция при этом будет оставаться выше таргета в 2% еще как минимум полтора-два года, считает Холоденко.

Позиция ФРС может оказать влияние и на действия других крупных центробанков, которые также борются с инфляцией, считает Копейкин: это приостановит укрепление доллара к евро, иене и другим валютам. Значительная часть наднационального долга в мировой финансовой системе сформирована в долларах, поэтому дальнейшее повышение ставки Федрезерва окажет весьма негативный эффект на глобальную экономику, уверен Сусин. Государства, которые находятся в условиях дефицита бюджета и торгового баланса, а также не имеют достаточных резервов, могут столкнуться с проблемами рефинансирования своих долгов – к таким странам относятся, например, Турция и Бразилия, отмечает Сусин. Большая часть развивающихся стран находится в относительно неплохом положении: у многих из них есть резервы, которыми можно покрыть возникающие долларовые дефициты, при этом повышение ставки ФРС может серьезно ударить по их доходам, указывает эксперт.