Власти хотят заменить пошлину на удобрения другим видом сбора

Производители заплатили в бюджет лишь 5 млрд рублей из ожидаемых в 2023 году 120 млрд
Российские компании продают свою продукцию за рубеж так, что не подпадают под экспортные пошлины/ Денис Абрамов / Ведомости

Власти хотят отменить введенную на этот год экспортную пошлину на минеральные удобрения и собрать запланированную сумму с помощью другого механизма либо принципиально ее скорректировать. Об этом «Ведомостям» рассказали близкий к правительству источник и собеседник, близкий к участнику отрасли. Еще один близкий к Белому дому источник уточнил, что решений на этот счет пока не принималось, хотя те или иные корректировки подхода к сбору пошлин у производителей удобрений рассматриваются.

Пошлина должна была принести в бюджет около 120 млрд руб. в 2023 г. (такой прогноз давал Минфин). Она взимается в случае превышения экспортной стоимости удобрений порога в $450/т. Ставка составляет 23,5%, при этом пошлина является универсальной для всех видов минеральных удобрений. При цене ниже этого уровня производители не платят пошлину.

Как пояснил близкий к правительству источник, поступления в бюджет оказались несопоставимыми с теми суммами, которые планировалось собрать, даже с учетом снижения цен на удобрения на мировом рынке в этом году. Главная проблема, по его словам, в том, что механизм пошлины был смоделирован таким образом, что производителям оставлена свобода устанавливать экспортные цены фактически по своему усмотрению.

Бенчмарк в $450/т – это стоимость поставки исходя из таможенной декларации, напомнил он. Содержание полезных веществ в тонне удобрений разное, даже в пределах одного вида концентрация варьируется, продолжил источник. Производитель может выбирать, что ему продавать. Для оптимизации фискальной нагрузки компании продают больше удобрений со сравнительно низкой концентрацией: формально цена за тонну оказывается ниже отсечки, но фактически это на грани манипуляции, подчеркнул он. «В сочетании с трансфертным ценообразованием, поскольку производители реализуют продукцию через дочерних трейдеров, это позволяет компаниям практически не платить пошлину», – пояснил собеседник.

Представитель Минфина уточнил, что пошлина принесла в бюджет в 2023 г. около 5 млрд руб. «Это в разы меньше, чем мы планировали», – подчеркнули в ведомстве. Но пока решений об отмене пошлины не принималось, механизм остается в силе, оговорился представитель министерства.

В Минпромторге не ответили на запрос «Ведомостей». Представители Российской ассоциации производителей удобрений и «Уралхима» (не входит в объединение) отказались от комментариев. В «Фосагро», «Еврохиме» и «Акроне» не ответили на запросы.

Изначально предполагалось, что для фосфорных и азотных удобрений планка отсечения будет выше – $500/т, для калийных – ниже, $400/т. Об этом в начале октября 2022 г. говорил министр финансов РФ Антон Силуанов.

Замминистра финансов Алексей Сазанов в начале ноября 2022 г. пояснял, что при расчете пошлины будет учитываться «фактическая цена реализации по каждому контракту исходя из цены в точке пересечения границы и с учетом скидок, дополнительных транспортных расходов».

Как может измениться пошлина

Близкий к правительству источник уточнил, что, вероятнее всего, сборы с производителей в бюджет будут привязаны к каким-либо рентным выплатам. В частности, для «удобренщиков» предусмотрят платежи в виде налогов на добычу полезных ископаемых либо на дополнительный доход, отметил он. Другой собеседник сказал, что возможна донастройка механизма пошлины – дифференциация бенчмарка в зависимости от подгруппы удобрений, т. е., по сути, от концентрации полезных веществ, либо привязка пошлины не к экспортным, а к мировым ценам.

В начале года гендиректор «Фосагро» Михаил Рыбников обратился к президенту с просьбой уравнять нагрузку от экспортной пошлины на производителей разных видов удобрений. Он предложил снизить цену отсечения для подешевевших азотных и калийных удобрений, поскольку действующий подход, по его словам, дискриминировал «более технологичных, но менее маржинальных» производителей фосфорных и сложных удобрений. Из-за «утверждения заведомо неправильных параметров расчета для калийных и азотных удобрений» собрать плановую сумму пошлины в 2023 г. не удастся, прогнозировали в «Фосагро».

Пошлины не хватит

Помимо экспортной пошлины производители удобрений подпадут под разовый сбор со сверхприбыли – так называемый windfall tax. Этот разовый налог заплатят компании, у которых среднее арифметическое прибылей за 2021–2022 гг. составляет более 1 млрд руб. В общей сложности под windfall tax подпадет около 10 000 организаций, в том числе банки. Ставку налога предлагается установить в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 гг. над аналогичным показателем за 2018–2019 гг. При этом в случае уплаты налога с 1 октября по 30 ноября 2023 г. бизнес получит «скидку» и ставка будет уменьшена в 2 раза до 5%. Минфин планирует собрать с бизнеса 300 млрд руб.

Параметры пошлины были утверждены без учета таких аспектов, как глубина переработки и рентабельность производства разных видов удобрений, утверждал Рыбников (цитата по «Интерфаксу»). «Взимание пошлины будет иметь минимальное влияние на рентабельность производства калийных и азотных удобрений, которая составляет 40–60%, в то время как рентабельность производства фосфорных и комплексных удобрений снизится до уровня около 10%, что приведет к снижению инвестиций в будущем», – писал он.

С момента принятия решения по экспортным пошлинам цены на удобрения значительно скорректировались со своих пиковых значений. Так, за последние пять месяцев цены на моноаммонийфосфат снизились на 24% до $473/т, на диаммонийфосфат – на 21% до $525/т, отметила аналитик «Велес капитала» Эльза Газизова.

Цена карбамида (азотные удобрения) с начала года и вовсе сократилась на 37% до $258/т, опустившись ниже установленного порогового значения в $450/т, при котором вводится экспортная пошлина. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте калийных удобрений, цены на которые на базисе CFR Brazil снизились до $345/т (-32% с начала года), добавила эксперт.

Таким образом, получается, что по спотовым ценам данную пошлину сейчас платят только производители фосфорных удобрений, цены на которые также испытали коррекцию, в связи с чем пошлина не собирает столько, сколько изначально планировалось для бюджета, резюмировала Газизова.

Когда цены в прошлом году долетали до $800/т и выше, то естественно, что у государства возник соблазн изъять часть сверхдоходов для пополнения бюджета, констатировал аналитик «Финама» Алексей Калачев. Сейчас пошлина практически перестала работать на бюджет, потому что цены на удобрения на экспортных рынках упали и стремятся к более оправданному уровню. Рассчитать доходы бюджета от этой пошлины сложно, ведь данные по объемам экспорта остаются закрытыми.

Желание государства получать дополнительные доходы от производителей вполне понятны, особенно в условиях падения нефтегазовых доходов и дефицита бюджета. Только обосновать это желание будет сложнее, ведь теперь, после падения цен, отрасль уже не получает сверхдоходов, добавил Калачев. Увеличение налоговой нагрузки на фоне снижения экспортной выручки не только снизит прибыль компаний и доходы акционеров, но и сократит инвестиционные возможности производителей удобрений для расширения производства, резюмировал Калачев.