В кабмине назвали лидеров и аутсайдеров по качеству проводимых проверок

В правительстве впервые составили рейтинг контрольных ведомств по 22 показателям
Согласно риск-ориентированному подходу контрольно-надзорной деятельности, проверки проводятся не «по спискам», а там, где есть риск нарушения законодательства/ Николай Хижняк / РИА Новости

МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роструд заняли лидирующие позиции в рейтинге контрольных ведомств, который выявляет лучшие практики по совершенствованию процедур контроля. Его впервые подготовило Минэкономразвития по поручению вице-премьера, руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Результаты были направлены министром экономического развития Максимом Решетниковым в адрес премьер-министра Михаила Мишустина. С письмом и докладом ознакомились «Ведомости».

В документе изучалась деятельность контрольных органов, которые провели как минимум 1000 проверок в прошлом году. Оценка велась по 22 показателям, сформированным в семь групп: система управления рисками, внедрение профилактики, клиентоориентированность в досудебном обжаловании, совершенствование инструментов контроля, качество взаимодействия с прокуратурой, организация обратной связи в социальных сетях, развитие инструментов самообследования.

Первые места

МЧС заняло первое место в рейтинге (итоговый балл – 55), так как получило высшую оценку по критерию «совершенствование инструментов контроля», а также в категориях «доля проверок бизнеса по индикаторам риска» и «доля внеплановых проверок с выявленными нарушениями». Кроме того, ведомство лидирует по показателям общего количества профилактических визитов среди контрольных органов и клиентоориентированности в досудебном обжаловании. У МЧС также отмечается высокое качество взаимодействия с органами прокуратуры.

На втором месте оказался Россельхознадзор (51 балл) – у ведомства лучшие показатели по критериям «система управления рисками» и «внедрение профилактики». Избыточное административное давление на бизнес в контрольно-надзорной деятельности можно успешно заменить цифровыми инструментами, сообщил «Ведомостям» представитель Россельхознадзора, комментируя результаты рейтинга. Что касается показателей обратной связи в соцсетях и развития инструментов самообследования, то в ведомстве рассказали, что активно работают над внедрением этих практик.

Третье место разделили Роспотребнадзор и Роструд (итоговый балл у обоих ведомств – 48) благодаря высоким показателям по критерию «совершенствование инструментов контроля». Кроме того, Роспотребнадзор провел самое большое количество проверок среди остальных органов контроля. У Роструда – самая высокая доля инспекционных визитов (т. е. упрощенных проверок) в отношении малого и микробизнеса.

На сайте Роспотребнадзора запущен первый этап прохождения самообследования, «предлагающий хозяйствующим субъектам пройти тестирование на предмет соблюдения универсальных» требований безотносительно к конкретному виду деятельности, сообщил представитель этого ведомства. В 2023 г. планируется запустить самообследование в разрезе видов деятельности, добавил он.

Равные условия

Аутсайдерами рейтинга оказались Росприроднадзор (30 баллов), Росздравнадзор (29 баллов) и Роскомнадзор (23 балла). У органов власти были низкие показатели по системе управления рисками, отмечается в докладе. Также у трех ведомств самая низкая доля проверок по индикаторам риска в общем объеме проверок. У Росздравнадзора самый большой средний срок проверки. В то же самое время у Роскомнадзора самая высокая доля «технических» отказов прокуроров. Кроме того, большинство ведомств из рейтинга получили низкие баллы по качеству взаимодействия с прокуратурой, организации обратной связи в социальных сетях и развитию инструментов самообследования. По последнему показателю высший балл набрал Ространснадзор.

Рейтинг не учитывает показатели, характеризующие эффективность работы ведомств по выявлению и пресечению нарушений в сферах их ведения, подчеркнул представитель Роскомнадзора.

Все органы находились в равных условиях во время рейтингования, напомнил представитель Минэкономразвития, ответственного за подготовку доклада. В ведомстве добавили, что показателем «Самообследование» (предусмотрено не у всех) они хотели продемонстрировать позитивное влияние его внедрения на общий результат контрольных органов: «Рейтинг в том числе направлен на то, чтобы контрольный орган понимал, по каким направлениям своей деятельности необходимо усилить работу».

Представитель аппарата Григоренко напомнил, что основным направлением реформы контрольно-надзорной деятельности было внедрение в деятельность риск-ориентированного подхода. Согласно ему, проверки проводятся не «по спискам», а там, где есть риск нарушения законодательства. В результате пересмотра правил ежегодная экономия бизнеса составляет около 200 млрд руб., а количество проверок снизилось почти в 5 раз, подчеркнул собеседник.

Что думает бизнес о проверках

Проблемы с обратной связью в соцсетях частично связаны с недоработкой в том числе бизнес-объединений, считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. «Проводится не так много мероприятий с точки зрения разъяснений, нужно вовлекать больше организаций и предпринимателей, чтобы они доносили информацию и использовали канал обратной связи», – подчеркнул Шубин. Дополнительным вызовом в организации стабильной обратной связи является умение работать с социальными сетями, так как это «отдельное искусство», добавил он: «Нужно понимать, где и как общаться, где есть профильная аудитория».

Особенно внимательны к бизнесу налоговые службы, считает председатель Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич: «Учитывая недавние предложения президента об отмене проверок бизнеса, который не представляет опасности для граждан и окружающей среды, вряд ли можно ожидать тенденций к усилению контроля».

Камеральные и выездные проверки налоговой стали массовыми, подчеркнул гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Эксперт также отметил, что механизм профилактического визита практически не отличается от проверки. «Тезис о том, что идет сокращение всех проверок, звучит красиво, хотя на самом деле, по факту, это немножко иначе...» – заметил Буев. Пока бизнес полностью не освободился от давления со стороны внешних проверяющих структур, считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.