Дума утвердила отчет об исполнении первого после санкций бюджета

Рост расходов в прошлом году превзошел максимум последнего десятилетия
Пресс-служба Госдумы

Госдума приняла закон об исполнении федерального бюджета за 2022 г. Его поддержало подавляющее большинство депутатов: 325 проголосовало «за», 77 – «против». Парламентарии и участники пленарного заседания подчеркнули сложные условия для экономики при исполнении бюджета в 2022 г.

Казна за 2022 г. исполнена с дефицитом в размере 3,3 трлн руб. (изначально ожидался профицит в 1,3 трлн). Объем расходов составил 31,1 трлн руб. (на 31,3% выше уровня закона). Доходы федерального бюджета в 2022 г. составили 27,8 трлн руб. (на 11,2% выше утвержденного законом о бюджете объема), из них нефтегазовые доходы – 11,6 трлн руб., ненефтегазовые доходы – 16,2 трлн руб. Увеличение поступления нефтегазовых доходов на 21% больше запланированного уровня связано со сложившимися в 2022 г. высокими ценами на нефть и природный газ, а также корректировками законодательства в нефтегазовой сфере, в том числе разовым повышением НДПИ на газ в период с сентября по ноябрь 2022 г.

В результате исполнения бюджета за 2022 г. правительство реализовало все значимые обязательства, бюджет сохранил свою социальную направленность, напомнил министр финансов Антон Силуанов, представляя отчет об исполнении в Госдуме. Возросшие расходы бюджета связаны с поддержкой граждан и экономики всем необходимым в условиях санкционного воздействия, отметил он. Министр напомнил, что в прошлом году на 10% был проиндексирован МРОТ, начали выплату единого пособия для семей с детьми. Для бизнеса правительство предоставило отсрочку по страховым взносам (на сумму 772 млрд руб.) и субсидировало льготную ставку по кредитам, отметил Силуанов. Кроме того, были реализованы меры по интеграции новых регионов в экономическое пространство нашей страны.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин высоко оценил работу финансового ведомства в прошлом году. «Все понимают, в каких условиях вы работали», – отметил он. Несмотря на санкции, в отчетном периоде российская экономика показала устойчивость, отметила и. о. председателя Счетной палаты Галина Изотова. Принципиальных замечаний у аудиторов не было. Изотова перечислила технические и традиционные при исполнении бюджета проблемы: бухгалтерские ошибки, нарушения законодательства по госзакупкам, ненадлежащий контроль за распорядителями бюджетных средств.

Она обратила внимание на проблему пересмотра индикаторов по госпрограммам в сторону их уменьшения или корректировки в конце года на основе фактической реализации. Такие пересмотры существенно снижают эффективность и предсказуемость бюджетных трат, искажают целеполагание по программе, подчеркнула Изотова. Также и. о. главы Счетной палаты отметила возрастание расходов на обслуживание госдолга. В прошлом году они увеличились на 23% к 2021 г., следует из материалов об исполнении бюджета.

Близко к консенсусу

В 2022 г. номинальный рост расходов превзошел максимум последнего десятилетия, заявила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В прошлом году рост расходов был ожидаемым ввиду геополитических факторов, в этом году траты казны могут оказаться вблизи плана, считает экономист «Ренессанс капитала» Софья Донец. «У нас действительно был опережающий сезонность рост расходов в первом полугодии, но это было авансирование, а сейчас мы видим его замедление», – подчеркнула эксперт.

Дефицит в 2,1% ВВП в прошлом году сложился близко к консенсусам второй половины года, но в ноябре – декабре были и важные непредсказуемые события, отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Например, решение о переносе около 1% ВВП трансферта ПФР с 2023 г. на декабрь 2022 г.

В этом году можно ожидать давления на дефицит со стороны сверхплановых расходов и его расширения до величин порядка 3% ВВП, считает Куликов. Вряд ли дефицит в нынешнем году будет значительно превышен по сравнению с планом – по итогам года он может составить около 3,5 трлн руб., полагает Орлова. Дефицит будет сформирован в условиях избыточного роста расходов, который может быть компенсирован дополнительным взысканием налогов, считает она.

По итогам первого полугодия 2023 г. дефицит бюджета составил 2,595 трлн руб., сократившись с 3,411 трлн руб. по итогам января – мая, следует из предварительных данных Минфина. За первое полугодие доходы казны составили 12,381 трлн руб., продемонстрировав спад на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расходы выросли на 19% до 14,976 трлн руб. Нефтегазовые доходы (НГД) сократились на 47% за первое полугодие 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,382 трлн руб. Ненефтегазовые доходы, напротив, выросли на 17,8% и составили почти 9 трлн руб.

Согласно действующему закону о бюджете, доходы на 2023 г. запланированы в объеме 26,1 трлн руб., расходы – 29 трлн, таким образом, дефицит ожидается на уровне 2,9 трлн, или 2% ВВП.

Несмотря на существование сценария, согласно которому разрыв в бюджетных планах из-за недобора НГД может быть «частично» снижен, выход на уровень базовых доходов пока выглядит маловероятным, считает главный экономист «БКС мир инвестиций» Наталья Лаврова. Ненефтегазовые доходы показывают рост и при сохранении темпов могут частично нивелировать выпадение нефтегазовых доходов, добавляет экономист. Дефицит может достичь отметки в 4 трлн руб. с учетом недополучения НГД и роста расходов выше проектировок, считает Лаврова.

Достижение цели по нефтегазовым доходам (8 трлн руб.) в этом году возможно, отметила Донец. Сейчас происходит снижение их доли, по итогам года она может составить около трети всех доходов бюджета (в 2022 г. была на уровне 42%), считает эксперт.