Эксперты назвали нужный бюджету курс рубля до конца года

Минфин ожидает поступления нефтегазовых доходов на базовом уровне
Евгений Разумный / Ведомости

Слабеющий рубль позволит Минфину выполнить план по доходам казны даже на фоне падения экспортных доходов, считают опрошенные «Ведомостями» аналитики. По их оценке, для исполнения бюджета в рамках утвержденных параметров курс в ближайшие полгода должен оставаться на уровне не менее 90 руб./$. Власти весной допускали, что нефтегазовые доходы (НГД) на фоне снижения цен на энергоносители и объема поставок могут существенно отклониться от плана, утвержденного в законе о бюджете. Однако 12 июля министр финансов Антон Силуанов заявил, что по крайней мере базовый уровень – 8 трлн руб. – НГД по итогам 2023 г. достигнут. «В этом году мы в целом выйдем на наши плановые задачи». «Доллар подрос в цене, а цены на нефть снизились. Если посмотреть по объемам нефтегазовых доходов, то мы сейчас выходим на базовый уровень нефтегазовых доходов, учтенных в бюджете», – сообщил министр. Базовый уровень – это величина нефтегазовых доходов, которая напрямую влияет на максимально допустимый объем расходов. На этот год и на 2024–2025 гг. он определен в 8 трлн руб. Общий объем базовых НГД, который изначально прогнозировался в 2023-м, утвержден в размере 8,9 трлн руб.

Даже при курсе 90 руб./$ Минфин продолжает испытывать недостаток в доходах от нефти и газа, отмечает аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Если ситуация с экспортом не изменится, то необходимый курс может составить и 100 руб./$, считает он. Однако это не говорит о том, что ЦБ РФ и Минфин будут искусственно занижать рубль, подчеркивает аналитик.

Более позитивной динамике по нефтегазовым доходам в первую очередь способствует удешевление национальной валюты, отмечает аналитик УК «Ингосстрах-инвестиции» Кирилл Горбунов. «Наш прогноз ранее предполагал рост валютной пары выше 90 руб./$ к концу года, однако оперативные негативные данные по платежному балансу сдвигают равновесие дальше вверх», – отмечает он. Подобное движение курса рубля в совокупности с сохранением текущих нефтяных котировок Brent ($75–80/барр.) может вывести нефтегазовые доходы к 8 трлн руб. по итогам года (базовый уровень нефтегазовых доходов по бюджетному правилу, суммы свыше считаются сверхдоходами).

Текущий курс 90 руб./$ и цена на нефть Urals на уровне $60/барр. могут позволить выполнить прогноз по нефтегазовым доходам в законе о бюджете – 8,9 трлн руб., считает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «Дом.РФ» Виктор Тунев.

Для выравнивания торгового баланса и наполнения бюджета в соответствии с плановыми значениями цена на нефть Brent должна вырасти минимум на 15%, подойдя к отметке $90/барр., оценивает Маслов. Оценки усложнены тем, что реальные данные по добыче российской нефти не публикуются, как и данные по экспортным ценам в Индию или Китай из-за неофициальных скидок, которые могут достигать 30–40% от официальной стоимости нефти, указывает он.

Нахождение курса выше 80 руб./$ во втором полугодии позволит приблизить базовые нефтегазовые доходы бюджета к 8 трлн руб., отмечает старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин. «Наши оценки цены на нефть весьма оптимистичны – выше рынка: Urals по $80/барр. в среднем на второе полугодие», – говорит эксперт. Даже если цена на нефть не вырастет, доходы приблизятся к базовому уровню за счет слабого курса, считает Коныгин.

В начале июля курс доллара ускорил свой подъем. Пик был пройден 6 июля, когда цена доллара на торгах Мосбиржи составила 93,85 руб., евро – 102 руб. Доллар на Мосбирже 13 июля в 17.00 стоил 89,91 руб., на закрытие торгов 12 июля – 90,87 руб. Ослабление национальной валюты идет в плюс Минфину – изменение курса на 1 руб. генерирует порядка 80–100 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов за 12 месяцев, оценивали ранее аналитики. Федеральный бюджет формировался при прогнозном среднегодовом курсе 76,5 руб./$ и цене Brent $80,7/барр. Средняя цена на нефть марки Urals в январе – июне 2023 г. сложилась в размере $52,17/барр., сообщал ранее Минфин. В июне она составила $55,28/барр., что в 1,58 раза ниже, чем в июне 2022 г. ($87,25/барр.).

Реализация прогноза

Препятствием на пути достижения базового значения нефтегазовых доходов могут послужить два фактора: снижение объемов экспорта и расширение дисконта отечественных сортов нефти к Brent, полагает Горбунов. Первый фактор проявится в августе, когда Россия добровольно сократит добычу нефти, указывает эксперт. Реализация второго маловероятна при сохраняющейся тенденции сокращении дисконта Urals к Brent, однако открытым остается вопрос реальной цены для российских экспортеров без учета трат на фрахт и иные логистические издержки. Слабеющий рубль, рост нефтяных котировок при локальном улучшении оценки будущего глобального спроса и прогноз устойчивости объемов экспорта после добровольного сокращения добычи позволяют рассчитывать на реализацию прогноза Минфина, говорит Горбунов.

Россия сокращает объемы добычи как для поддержания цен на энергоресурсы, так и из-за снижения спроса со стороны Китая, экономика которого находится под давлением и замедляет восстановление, отмечает Маслов. Поэтому наращивание объемов добычи вряд ли можно считать вероятным сценарием, а вот рост цен может произойти ближе к осени, когда начнется сезон закачки газа в хранилища (даже с учетом заполненности хранилищ в ЕС почти на 80% на данный момент), указывает эксперт. С учетом рекордно низких цен на газ в ЕС и цен на нефть низкий курс рубля может продержаться как минимум несколько недель, считает аналитик.

«Это уже консенсус, что расходы превысят план. Минфину остается лишь найти источники дополнительных расходов», – отмечает Тунев. При этом, по мнению аналитика, рост экономики позволит превысить оценки ненефтегазовых доходов и профинансировать дополнительные расходы.

В начале июля Минфин выдвинул инициативу «фронтального» урезания незащищенных расходов бюджета на 10% – этот вопрос обсуждали в ходе заседания правкомиссии по бюджетным проектировкам 29 июня, писали «Ведомости». Предложение Минфина по секвестру не касается урезания социальных бюджетных трат (пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и т. д.) и обязательств по безопасности государства. Речь идет о расходах, связанных с поддержкой национальной экономики, расходах на общегосударственные вопросы и охрану окружающей среды. Высвободившийся объем бюджетных средств Минфин предлагает перераспределить в пользу не учтенных ранее расходов, в частности на реализацию дополнительных поручений президента, сообщил источник, близкий к правительству.

В июне министр финансов отмечал, что наиболее эффективное решение – изыскать средства на дополнительные расходы из действующего «бюджетного пирога». Еще один из вариантов обеспечить текущие расходы – увеличить дефицит бюджета, но тогда вырастут инфляция и ставки, за это в конечном итоге заплатят население и бизнес, пояснил Силуанов. Другой вариант – увеличение налогов, «за это тоже заплатят – не знаю, какие налоги, можно обсуждать – и те и другие», указал он.

За шесть месяцев 2023 г. федеральный бюджет, по предварительным оценкам Минфина, исполнен с дефицитом порядка 2,6 трлн руб. Доходы бюджета на 12% превысили прошлогодние уровни и составили 12,4 трлн руб. Нефтегазовые поступления снизились на 47% к 2022 г. Минфин объясняет их падение высокой базой прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals, падением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. В то же время в ведомстве подчеркивают, что поступления нефтегазовых доходов постепенно выходят на траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн руб. в год).

Расходы бюджета за полугодие достигли почти 15 трлн руб., что на 20% выше соответствующего уровня 2022 г. Динамика их исполнения постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе – феврале из-за опережающего финансирования расходов по госконтрактам, сообщил Минфин. По данным министерства, в 2023 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами бюджетного правила).