Эксперты назвали нужный бюджету курс рубля до конца года
Минфин ожидает поступления нефтегазовых доходов на базовом уровнеСлабеющий рубль позволит Минфину выполнить план по доходам казны даже на фоне падения экспортных доходов, считают опрошенные «Ведомостями» аналитики. По их оценке, для исполнения бюджета в рамках утвержденных параметров курс в ближайшие полгода должен оставаться на уровне не менее 90 руб./$. Власти весной допускали, что нефтегазовые доходы (НГД) на фоне снижения цен на энергоносители и объема поставок могут существенно отклониться от плана, утвержденного в законе о бюджете. Однако 12 июля министр финансов Антон Силуанов заявил, что по крайней мере базовый уровень – 8 трлн руб. – НГД по итогам 2023 г. достигнут. «В этом году мы в целом выйдем на наши плановые задачи». «Доллар подрос в цене, а цены на нефть снизились. Если посмотреть по объемам нефтегазовых доходов, то мы сейчас выходим на базовый уровень нефтегазовых доходов, учтенных в бюджете», – сообщил министр. Базовый уровень – это величина нефтегазовых доходов, которая напрямую влияет на максимально допустимый объем расходов. На этот год и на 2024–2025 гг. он определен в 8 трлн руб. Общий объем базовых НГД, который изначально прогнозировался в 2023-м, утвержден в размере 8,9 трлн руб.
Даже при курсе 90 руб./$ Минфин продолжает испытывать недостаток в доходах от нефти и газа, отмечает аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. Если ситуация с экспортом не изменится, то необходимый курс может составить и 100 руб./$, считает он. Однако это не говорит о том, что ЦБ РФ и Минфин будут искусственно занижать рубль, подчеркивает аналитик.
Более позитивной динамике по нефтегазовым доходам в первую очередь способствует удешевление национальной валюты, отмечает аналитик УК «Ингосстрах-инвестиции» Кирилл Горбунов. «Наш прогноз ранее предполагал рост валютной пары выше 90 руб./$ к концу года, однако оперативные негативные данные по платежному балансу сдвигают равновесие дальше вверх», – отмечает он. Подобное движение курса рубля в совокупности с сохранением текущих нефтяных котировок Brent ($75–80/барр.) может вывести нефтегазовые доходы к 8 трлн руб. по итогам года (базовый уровень нефтегазовых доходов по бюджетному правилу, суммы свыше считаются сверхдоходами).
Текущий курс 90 руб./$ и цена на нефть Urals на уровне $60/барр. могут позволить выполнить прогноз по нефтегазовым доходам в законе о бюджете – 8,9 трлн руб., считает руководитель направления аналитики корпоративного бизнеса банка «Дом.РФ» Виктор Тунев.
Для выравнивания торгового баланса и наполнения бюджета в соответствии с плановыми значениями цена на нефть Brent должна вырасти минимум на 15%, подойдя к отметке $90/барр., оценивает Маслов. Оценки усложнены тем, что реальные данные по добыче российской нефти не публикуются, как и данные по экспортным ценам в Индию или Китай из-за неофициальных скидок, которые могут достигать 30–40% от официальной стоимости нефти, указывает он.
Нахождение курса выше 80 руб./$ во втором полугодии позволит приблизить базовые нефтегазовые доходы бюджета к 8 трлн руб., отмечает старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин. «Наши оценки цены на нефть весьма оптимистичны – выше рынка: Urals по $80/барр. в среднем на второе полугодие», – говорит эксперт. Даже если цена на нефть не вырастет, доходы приблизятся к базовому уровню за счет слабого курса, считает Коныгин.
В начале июля курс доллара ускорил свой подъем. Пик был пройден 6 июля, когда цена доллара на торгах Мосбиржи составила 93,85 руб., евро – 102 руб. Доллар на Мосбирже 13 июля в 17.00 стоил 89,91 руб., на закрытие торгов 12 июля – 90,87 руб. Ослабление национальной валюты идет в плюс Минфину – изменение курса на 1 руб. генерирует порядка 80–100 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов за 12 месяцев, оценивали ранее аналитики. Федеральный бюджет формировался при прогнозном среднегодовом курсе 76,5 руб./$ и цене Brent $80,7/барр. Средняя цена на нефть марки Urals в январе – июне 2023 г. сложилась в размере $52,17/барр., сообщал ранее Минфин. В июне она составила $55,28/барр., что в 1,58 раза ниже, чем в июне 2022 г. ($87,25/барр.).
Реализация прогноза
Препятствием на пути достижения базового значения нефтегазовых доходов могут послужить два фактора: снижение объемов экспорта и расширение дисконта отечественных сортов нефти к Brent, полагает Горбунов. Первый фактор проявится в августе, когда Россия добровольно сократит добычу нефти, указывает эксперт. Реализация второго маловероятна при сохраняющейся тенденции сокращении дисконта Urals к Brent, однако открытым остается вопрос реальной цены для российских экспортеров без учета трат на фрахт и иные логистические издержки. Слабеющий рубль, рост нефтяных котировок при локальном улучшении оценки будущего глобального спроса и прогноз устойчивости объемов экспорта после добровольного сокращения добычи позволяют рассчитывать на реализацию прогноза Минфина, говорит Горбунов.
Россия сокращает объемы добычи как для поддержания цен на энергоресурсы, так и из-за снижения спроса со стороны Китая, экономика которого находится под давлением и замедляет восстановление, отмечает Маслов. Поэтому наращивание объемов добычи вряд ли можно считать вероятным сценарием, а вот рост цен может произойти ближе к осени, когда начнется сезон закачки газа в хранилища (даже с учетом заполненности хранилищ в ЕС почти на 80% на данный момент), указывает эксперт. С учетом рекордно низких цен на газ в ЕС и цен на нефть низкий курс рубля может продержаться как минимум несколько недель, считает аналитик.
«Это уже консенсус, что расходы превысят план. Минфину остается лишь найти источники дополнительных расходов», – отмечает Тунев. При этом, по мнению аналитика, рост экономики позволит превысить оценки ненефтегазовых доходов и профинансировать дополнительные расходы.
В начале июля Минфин выдвинул инициативу «фронтального» урезания незащищенных расходов бюджета на 10% – этот вопрос обсуждали в ходе заседания правкомиссии по бюджетным проектировкам 29 июня, писали «Ведомости». Предложение Минфина по секвестру не касается урезания социальных бюджетных трат (пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и т. д.) и обязательств по безопасности государства. Речь идет о расходах, связанных с поддержкой национальной экономики, расходах на общегосударственные вопросы и охрану окружающей среды. Высвободившийся объем бюджетных средств Минфин предлагает перераспределить в пользу не учтенных ранее расходов, в частности на реализацию дополнительных поручений президента, сообщил источник, близкий к правительству.
В июне министр финансов отмечал, что наиболее эффективное решение – изыскать средства на дополнительные расходы из действующего «бюджетного пирога». Еще один из вариантов обеспечить текущие расходы – увеличить дефицит бюджета, но тогда вырастут инфляция и ставки, за это в конечном итоге заплатят население и бизнес, пояснил Силуанов. Другой вариант – увеличение налогов, «за это тоже заплатят – не знаю, какие налоги, можно обсуждать – и те и другие», указал он.
За шесть месяцев 2023 г. федеральный бюджет, по предварительным оценкам Минфина, исполнен с дефицитом порядка 2,6 трлн руб. Доходы бюджета на 12% превысили прошлогодние уровни и составили 12,4 трлн руб. Нефтегазовые поступления снизились на 47% к 2022 г. Минфин объясняет их падение высокой базой прошлого года, снижением котировок цен на нефть Urals, падением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. В то же время в ведомстве подчеркивают, что поступления нефтегазовых доходов постепенно выходят на траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн руб. в год).
Расходы бюджета за полугодие достигли почти 15 трлн руб., что на 20% выше соответствующего уровня 2022 г. Динамика их исполнения постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе – феврале из-за опережающего финансирования расходов по госконтрактам, сообщил Минфин. По данным министерства, в 2023 г. объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами бюджетного правила).