Бизнес США освободили от глобального налога ОЭСР

Организация заморозила ужесточение правил по борьбе с налоговыми гаванями до 2026 года
Thomas Trutschel / Photothek via Getty Images

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) решили сделать временное исключение для транснациональных компаний и освободить их от попадания под глобальный минимум по налогу на прибыль до 2026 г. Об этом говорится в руководстве по реализации механизма Pillar 2, опубликованном 17 июля на официальном сайте организации.

В такой мере больше всего заинтересованы США, которые при выполнении правил ОЭСР могут потерять более $120 млрд налоговых доходов в зарубежных юрисдикциях. Принятый в августе 2022 г. Закон о снижении инфляции (IRA) дал крупным американским компаниям значительные льготы, из-за которых эффективная ставка налогообложения для них стала ниже 15% (за счет послаблений для отдельных отраслей или субсидий). По правилам Pillar 2 это дает зарубежным юрисдикциям право дополнительно облагать бизнес из США на своей территории. Но заморозка некоторых положений глобального налога откладывает действие этих правил, что дает американским властям время на то, чтобы привести свою налоговую политику в соответствие требованиям ОЭСР.

Подождать с уравниловкой

Предполагалось, что Pillar 2 полноценно вступит в силу с 2023 г. В соответствии с Pillar 2 страны с этого года должны были ввести у себя эффективную ставку корпоративного налога в 15%. В 2021 г. введение глобального налога ОЭСР поддержало более 130 стран.

Механизм прежде всего предусматривает выравнивание ставок по налогу на прибыль до 15% для международных групп компаний (МГК) с выручкой от 750 млн евро. Pillar 2 состоит из нескольких взаимосвязанных правил. Первое из них, Income Inclusion Rule (IIR), предполагает, что если дочерние компании МГК платили за пределами родной юрисдикции менее 15% с прибыли, то ее финансовые власти могут дополнительно облагать МГК, чтобы довести эффективное налогообложение до этого уровня.

Другое правило, Undertaxed Profits Rule (UTPR), выполняет балансирующую функцию для IIR и, по сути, является его зеркальным отражением. В частности, им предполагается сбор дочерними для группы странами дополнительных налогов в ситуациях, когда в материнской юрисдикции эффективная ставка налога меньше 15%. Оба правила призваны гарантировать налоговую справедливость вне зависимости от разветвленности структуры МГК.

Именно правило UTPR и решено заморозить. Если в стране материнской компании МГК законом установлена номинальная ставка корпоративного налога в 20% или выше, то зарубежные власти не могут повышать налогообложение «дочек» МГК до 2026 г., следует из руководства ОЭСР. За заморозку UTPR выступали власти США.

Дело в том, после принятия IRA в августе 2022 г. компаниям в США были выделены льготы на $369 млрд, и в связи с этим они стали фактически платить по эффективной ставке менее 15%. Тем не менее номинальная ставка налога на прибыль в США законодательно установлена на уровне 21%, что, согласно новым поправкам в Pillar 2, освобождает американский бизнес от UTPR. Европейские страны негативно реагировали на пакет IRA, поскольку это делало США более привлекательной по сравнению с ЕС юрисдикцией, более того, часть европейских концернов начали переносить производство в Америку.

Америка удовлетворена

При выполнении всех условий инициативы ОЭСР бизнес США вынужден был бы платить больше налогов, чем любая другая страна в мире и все европейские страны вместе взятые, заявил член палаты представителей, республиканец Майк Келли на заседании палаты 19 июля. Он указал, что американский бюджет при этом потерял бы более $120 млрд налоговых доходов, которые пойдут преимущественно европейским странам. «США подписали себя на плохую сделку, которая навредит американским налогоплательщикам: работникам и бизнесу», – заявил Келли.

Инициатива ОЭСР стабилизирует международную налоговую систему, что позволит американскому бизнесу соревноваться с зарубежными компаниями на равных условиях, ответил заместитель помощника госсекретаря по международным налоговым вопросам в Управлении налоговой политики минфина США Майкл Плаугэн. Он отметил, что наиболее важной частью инициативы является выравнивание налоговых условий для компаний в мире, так как это позволит удержать доходы бюджета в американской юрисдикции. «Это гарантирует, что США смогут облагать американские транснациональные корпорации (ТНК) налогами на разумных уровнях, не подвергаясь ущемлению со стороны других стран, использующих свои налоговые режимы, чтобы побудить наши ТНК переводить свои прибыли, операции или резидентство в офшоры», – указал Плаугэн.

Для кого инициатива

«США и не планируют вводить правила Pillar 2, у них есть свои, частично похожие на IIR, – а значит, для защиты налоговых позиций американских МГК может быть выгодна временная нейтрализация UTPR», – говорит партнер Б1 Марина Белякова. Тем не менее текущая ситуация может быть выгодна и другим странам, пока не вводящим механизмы глобального налога, добавляет она. В целом мир постепенно продвигается по реформе Pillar 2, США же в некотором смысле диктуют свои правила для национальных МГК, хотя еще в 2021 г. минфин США сам выступал с предложением глобального налога в 15%, напомнила Белякова. В 2021 г. администрация Байдена планировала повысить налог на корпоративную прибыль с 21 до 25–28%.

Данное переходное положение будет актуально для всех МГК, конечные материнские компании которых находятся в юрисдикциях с высокой номинальной ставкой налога на прибыль, но получают значительные льготы, считает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Анна Воронкова. Это может быть актуально не только для МГК с холдингами в США, но и, например, для групп с конечной материнской компанией в странах ЕС или России, уточняет она. ОЭСР дает отсрочку этим юрисдикциям для того, чтобы те пересмотрели локальные налоговые льготы и подняли эффективную ставку налогообложения либо внедрили в свое законодательство «квалифицированный локальный налог к доплате», заключает эксперт.

Глобальный налог и льготы

Если юрисдикция предоставляет льготы своим резидентам и в результате эффективная ставка налогообложения становится ниже 15%, это действительно может создать проблему: по сути, это дает иностранным юрисдикциям право собирать налоги с материнских компаний МГК, которые находятся в своих родных странах, указывает Воронкова. Это касается не только американского IRA. Среди таких льгот могут быть специальные налоговые режимы для, например, торговых компаний или налоговые каникулы в свободных экономических зонах, уточняет она.

Данную проблему должен разрешить так называемый «квалифицированный локальный налог к доплате», входящий в Pillar 2, который может быть введен в юрисдикции, чтобы не терять причитающиеся ей налоговые поступления, указывает эксперт. Данный налог будет применяться только в том случае, если компания является частью МГК, подпадающей под действие налога, и будет взиматься в размере, необходимом для достижения налогообложения прибыли в стране по ставке 15%, отмечает Воронкова.

Правила Pillar 2 – очень сложный расчетный комплекс и помимо комплаенса это еще и потенциал дополнительных налогов, которые нивелируют эффект от многих льгот, отмечает Белякова. В частности, реализация механизмов IIR приводит к некоторому ухудшению инвестиционных условий, так как давление на компании увеличивается, считает она. Странам, участвующим в инициативе, придется в связи с этим продумывать варианты замены льгот иными формами поддержки, указывает эксперт.

Готов ли мир

Сопротивление инициативе Pillar 2 со стороны США, крупнейшей мировой экономики, ставит под сомнение готовность мира к введению общего налогового режима для МГК, участие Штатов в данном случае крайне важно, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Дмитрий Осянин. Возможно, многие страны после американских президентских выборов 2024 г. перейдут к международным договоренностям и найдут сбалансированный компромисс по вопросу введения минимальной ставки глобального налога на доходы компаний, допускает он.

Заморозка правила UTPR до 2026 г. выступает в роли временного облегчения, чтобы дать государствам больше времени для подготовки к введению изменений в структуру налога на прибыль корпораций, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Калянов. Отсрочка дается только до 2026 г., чтобы ТНК не стремились менять юрисдикции с целью поиска более низких эффективных налоговых ставок, добавляет он.

С 2026 г. налоговое бремя американских ТНК должно будет повыситься, что негативно встречают представители республиканской партии, исторически поддерживающие корпорации, указывает эксперт. Если на выборах 2024 г. в США победят республиканцы, то, возможно, в конгрессе могут быть приняты защитные меры от правила UTPR, отмечает Калянов.

Такой переходный период говорит в первую очередь о сложности разработанных ОЭСР правил, нежели о неготовности мировой экономики к таким изменениям, считает директор департамента развития инфраструктуры государственной поддержки ЦСР Левон Айрапетян. Странам, где базируются материнские структуры МГК, потребуется время для того, чтобы оценить потенциальные эффекты и скорректировать свои налоговые системы в соответствии с правилами глобального налога, отмечает он. Теоретически можно было бы обойтись и без переходного периода, что означало бы временное увеличение налоговых поступлений в юрисдикциях дочерних компаний, многие из которых – развивающиеся страны, допускает эксперт.