Война за Тайвань может стоить миру $10 трлн

Общий ущерб может быть больше и сравним со Второй мировой
Ущерб от разрушения и изоляции самого Тайваня нанесет удар по целому ряду отраслей/ АР

Война, которая может разразиться с участием Китая и США вокруг Тайваня, нанесет мировой экономике колоссальный ущерб размером $10 трлн (10% мирового ВВП), подсчитали аналитики Bloomberg. Мир по-прежнему сильно зависит от производства полупроводников на острове, а пролив между ним и материковым Китаем – один из самых оживленных морских путей в мире.

Для сравнения: негативное влияние пандемии коронавируса в 2020 г. оценивается в 5,9% мирового ВВП.

Варианты развития и последствия потенциального конфликта особенно актуальны в преддверии важных президентских и парламентских выборов на острове 13 января, где фаворитом гонки остается сторонник его независимости из Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ. Официальные лица США допускают, что Китай, возможно, прорабатывает варианты реакции на выборы.

Главные риски касаются сектора полупроводников: остановятся линии по производству ноутбуков, планшетов и смартфонов, считает Bloomberg. Пострадают автомобилестроение и другие отрасли, использующие чипы. Экономика Тайваня при таком сценарии будет разрушена: агентство прогнозирует падение его ВВП в первый год конфликта на 40%.

Мировая торговля с островом полностью прекратится, одновременно почти на 100% сократится и торговля между США и Китаем, а Вашингтон и его союзники введут против китайских товаров заградительные пошлины в 50% и жесткие экономические санкции против Пекина. Как результат, пророчествует Bloomberg, экономика Китая в первый год конфликта снизится на 16,7%.

Но и американский ВВП потеряет в случае начала битвы за Тайвань 6,7% в первый ее год, так как компании продолжают зависеть от азиатских цепочек поставок в сфере электроники.

Сейчас на долю тайваньской Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC) приходится до 90% самых передовых полупроводниковых изделий. Нарастающие риски учитывают инвесторы, например Уоррен Баффетт, который продал свою долю в TSMC в I квартале 2023 г. При этом TSMC сейчас строит заводы для переноса своего производства в США.

Больше всего от прямого военного конфликта в Тихом океане пострадают азиатские страны – Южная Корея (-23,3% в первый год конфликта), Япония (-13,5%) и страны Юго-Восточной Азии (-20,1%).

Если рассматривать сценарий затяжного полноценного вооруженного конфликта с военным вмешательством США и разрывом их экономических связей с Китаем, то цена может оказаться и более высокой, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Скорее всего, его последствия будут еще более тяжелыми из-за огромной роли, которую играют Китай и Восточная Азия в целом в мировой экономике, и это можно будет сравнить со Второй мировой войной, считает эксперт.

Ущерб от разрушения и изоляции самого Тайваня нанесет удар по целому ряду отраслей, но еще больше оппоненты КНР могут пострадать от полного разрыва связей с ней, например в той же микроэлектронике, солнечной энергетике и промышленной сфере, говорит эксперт.

При этом в Китае и США есть собственные теории, почему они могут лучше пережить подобный глобальный экономический шок, чем конкуренты, говорит Кашин. Например, у КНР самая большая индустриальная экономика, большие запасы и доступ к поставкам сырья из России и Центральной Азии, а у США, по сути, есть контроль над морской инфраструктурой мировой торговли, что может позволить блокировать КНР.

Блокада острова

Еще одним сценарием Bloomberg называет блокаду острова со стороны материкового Китая. При таком сценарии торговля с Тайванем также полностью прекращается, США вводят против китайских товаров заградительные пошлины в 50%, а союзники США – пошлины в 25%. В таком случае в первый год конфликта ВВП Тайваня снизится на 12,2%, материкового Китая – на 8,9%, США – на 3,3%, а мировой – на 5%.
США признают КНР в качестве единого китайского государства, но имеют обязательства и перед Тайбэем. По Закону об отношениях с Тайванем от 1979 г. американцы должны предоставить острову оборонительные средства и услуги, в том числе в случае внешних угроз безопасности.

Напрямую торговля между США и Китаем действительно сразу прекратится в случае боевых действий вокруг Тайваня, но при этом останутся различные коридоры (Пакистан, Центральная Азия и др.), по которым товары будут идти дальше, отмечает Кашин.

Прогнозируемая просадка мировой экономики в $10 трлн может оказаться слишком оптимистичной, согласен основатель инвестиционно-консультационной компании Enfilade Capital Александр Кубышкин. «Для подобных прогнозов характерно занижать или игнорировать дополнительные побочные эффекты, которые не просчитываются напрямую», – объясняет эксперт.

Ни китайцам, ни американцам большая война не выгодна, продолжает Кубышкин. При этом ранее «cуперрадикальный» кандидат от ДПП Лай Циндэ с приближением выборов предсказуемо снизил градус риторики, отмечает Кашин. «В Китае явная дефляционная динамика, которая грозит перекинуться на глобальную экономику. Прямой конфликт усугубит сначала экономическую, а потом и политическую ситуацию в стране», – говорит Кубышкин.

«США в этом году столкнутся с проблемами на рынке госдолга, что, в свою очередь, грозит перекинуться на банковскую систему, которая испытывает серьезные проблемы с балансами, что ведет к снижению кредитования экономики», – подчеркнул эксперт. Обе стороны находятся в крайне сложном положении. Но если к власти в этом году вернется Дональд Трамп, то шансы эскалации увеличиваются, считает эксперт.

Если же начнется конфликт с Китаем из-за Тайваня, то США практически неизбежно ожидает среди всех прочих проблем схлопывание пузыря на финансовых рынках, которые сейчас находятся на очень высоких значениях. «Удар по экономике США может оказаться гораздо больше, чем спрогнозированные Bloomberg 6,7%», – резюмировал Кубышкин.

«Американская гегемония держится на незыблемых гарантиях безопасности, у Тайваня эти гарантии есть», – говорит эксперт РСМД Алексей Наумов.