На какие глобальные тренды властям стоит обратить внимание

Премьер назвал пять мегатенденций, но этим список не исчерпывается
На форуме в Алма-Ате премьер Михаил Мишустин сформулировал свод предложений для планирования экономического будущего России/ Дмитрий Астахов / РИА Новости

Премьер-министр России Михаил Мишустин обозначил пять глобальных трендов, которые необходимо учитывать всем государствам при планировании своего экономического развития в текущей геополитической обстановке. Эти тенденции он назвал в ходе выступления на пленарной сессии форума Digital Almaty – 2024, который прошел в Казахстане.

Первое направление – локализация производств. Только следуя ему, правительства могут гарантировать гражданам и бизнесу доступность товаров, сырья и технологий, считает премьер. При этом реиндустриализация (перестройка промышленности) развитых экономик должна происходить с поддержкой полного жизненного цикла изделий и созданием так называемых цифровых двойников объектов, предприятий и процессов – т. е. их виртуальных прототипов, добавил он. Они открывают возможности для тестирования, моделирования и будущего внедрения новых разработок.

Второй тренд – создание надежных цепочек поставок и соответствующей логистики. Вместе с локализацией производств государствам сейчас необходимо создавать условия для промышленной кооперации с дружественными странами, считает Мишустин. Он напомнил, что страны – участницы ЕАЭС в 2023 г. уже заключили соответствующие договоренности: в июне на заседании совета глав правительств СНГ была подписана концепция развития промышленной кооперации до 2030 г. В частности, она предполагает субсидирование бюджетом процентных ставок по кредитам для совместных проектов.

Третий – построение альтернативных расчетных институтов в международной финансовой системе. Действующие мировые игроки не учитывают интересы всех участников, подчеркнул Мишустин. Чтобы изменить расстановку сил, взаиморасчеты в торговле должны идти с использованием национальных валют и независимых платежных инструментов. Такие решения уже есть, напомнил премьер, – это сервисы на базе распределенных реестров, также известных как блокчейны.

Четвертый тренд – неразрывная связь технологического прогресса с развитием цифровизации. Для совершенствования технологий каждой стране необходимо внедрение платформенных решений, усиление киберзащиты, распространение генеративного искусственного интеллекта и других инноваций, отметил Мишустин. Он напомнил, что капитализация 20 самых крупных компаний в мире росла даже не за счет новых технологий, а за счет платформизации, т. е. соединения заказчика товара или услуги с их поставщиком через платформы.

Пятая тенденция – построение интегрированных систем госуправления. Они являются стратегическим ресурсом при выработке самых важных решений социально-экономического развития, считает премьер. Базироваться такие системы должны на достоверных сведениях и обратной связи от граждан и бизнеса. 

Россия уделяет приоритетное внимание всем пяти направлениям, подчеркнул Мишустин. Отдельно он обратил внимание на то, что в текущих условиях каждому государству необходимо создавать собственные цифровые технологии: страны, не располагающие таким ресурсом, рискуют попасть в информационную, политическую и экономическую зависимость от чужих разработок. «Эксперты говорят, что технологические лидеры будут наращивать контроль над критическими системами в этой инфраструктуре», – сказал премьер.

Новый курс развития

На эти проблемы Мишустин уже указывал, выступая на октябрьском форуме «Сделано в России – 2023». В мире идет жесткая конкуренция за контроль над глобальной экономикой, и в частности за технологическое лидерство, – прежде всего на это претендуют западные финансовые институты, отмечал он. При этом подавляющее большинство стран, в том числе Россия, осознают, что более справедливая многополярная мировая экономика и по-настоящему инклюзивное развитие невозможны без изменения статус-кво и создания новых альянсов, в том числе с участием государств глобального Юга, указывал премьер.

Свое видение глобальных трендов, которые кардинально меняют функционирование мировой экономики, презентовал и первый вице-премьер Андрей Белоусов в ходе выступления на выставке «Россия» в ноябре. В качестве таких тенденций он выделил появление новых крупных игроков на мировом рынке («суперэкономик»), эрозию основы взаимодействия США и Китая, кризис крупнейших институтов глобальной экономики (таких, как ВТО, МВФ и ОЭСР) и рост мирового долга. Как и Мишустин, он обратил отдельное внимание на вступление стран в технологическую гонку, отметив, что крупнейшие государства, в первую очередь США, пытаются сделать технологии фактором экономического доминирования.

Сейчас власти обсуждают новые и корректируют текущие направления развития страны, поскольку за два последних года существенно изменились как внутренние, так и внешние условия, отметил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В рамках этой дискуссии высказываются различные идеи в правительстве и ведется планомерная работа в администрации президента, возглавляемая помощником Путина Максимом Орешкиным, добавил эксперт. По словам Климанова, несколько раз в неделю Орешкин собирает совещания по ключевым экономическим направлениям. 

Сейчас в закрытом формате формируется свод предложений, которые определят новый политический и экономический курс России, считает эксперт. Скорее всего, документально эти направления долгосрочного развития будут закреплены в майских указах президента вслед за его инаугурацией – об этом говорит опыт 2012 и 2018 гг. В частности, в 2018 г. национальные цели развития были определены указом № 204. Возможно, тренды, обозначенные Мишустиным и Белоусовым, найдут отражение в указах 2024 г., заключил Климанов.

Глобальные вызовы

Глава правительства отметил пять важных глобальных трендов, реализация которых позволит стране достигнуть экономической независимости и создать защитные механизмы от внешних воздействий, считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Ильяс Зарипов. Промежуточные итоги реализации этих тенденций можно увидеть уже сейчас – например, на территории России создана вся цепочка добавленной стоимости в сфере наукоемких технологий и промышленности, добавила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Антонина Левашенко.

Еще один ключевой вызов, стоящий перед мировой экономикой, – решение проблемы продовольственной безопасности, отметил эксперт клуба «Валдай», профессор СПбГУ Станислав Ткаченко. В отдельных регионах планеты, прежде всего в Африке и Азии, продолжается активный демографический рост, а глобальная аграрная отрасль по-прежнему сильно зависит от мировых цен на энергию, минеральные удобрения и транспортно-логистические услуги. На этом фоне международное сотрудничество по вопросам продовольственной безопасности должно постоянно углубляться, считает эксперт. Помимо оказания помощи бедствующему населению, крупные государства должны приводить к единому образцу свои ветеринарные и фитосанитарные стандарты и создавать глобальную сеть продовольственных хабов.

Среди других глобальных трендов, не обозначенных премьером, можно выделить изменение энергетического баланса (как с точки зрения доли ископаемого топлива, так и диверсификации поставщиков энергоносителей) и усиление межстранового неравенства в доходах, которое имеет негативные эффекты в виде потоков миграции и угроз для внутренней безопасности стран, отметил представитель ВТБ

Важной тенденцией является также изменение климата и ESG-повестка, добавил начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. В ее рамках будут развиваться рынки торгуемых углеродных квот, чтобы зеленые компании субсидировались не только за счет правительственных средств, но и компаниями с грязным производством. В более долгосрочной перспективе изменение климата будет приводить к повышению расходов на устранение ущерба от засух, наводнений и неурожаев, а также необходимости решения проблем миграции населения из мест, которые станут менее благоприятными для проживания.