КС счел недопустимым автоматическое изменение цены контракта при повышении НДС
При этом у поставщика остаются законные способы скорректировать цену, подчеркнул суд
Конституционный суд (КС) 25 ноября вынес постановление по жалобе ВТБ по вопросу автоматического изменения цены контракта при увеличении ставки НДС. «Ведомости» ознакомились с документом. Итоговую позицию КС в споре о том, какая из сторон длящегося договора должна брать на себя издержки, в случае если ставка НДС для поставщика вырастет из-за законодательных изменений, эксперты называют компромиссной. С одной стороны, суд удовлетворил требования ВТБ (был заказчиком продукции по договору) и признал наличие законодательного пробела, позволяющего поставщику в одностороннем порядке перекладывать рост НДС в цену договора с контрагентом, не имеющим права на вычет. С другой стороны, КС отметил, что само по себе изменение цены на фоне увеличения налога законно, если для этого применялись регламентированные законом процедуры, например принятое покупателем предложение скорректировать стоимость или расторгнуть контракт, а также обращение в суд за изменением условий договора.
Банк в своей жалобе просил признать не соответствующими Конституции п. 1 и 2 ст. 424 ГК РФ (установление цены договора), а также пп. «а» п. 1 ст. 1 закона от 31.07.2020 № 265 о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (меняет условия предоставления льгот по уплате НДС для IT-компаний).
Несмотря на то что по отдельности эти нормы не могут расцениваться в качестве неконституционных, их совокупное применение, позволяющее поставщику пересмотреть условия ранее заключенного договора, «обнаруживает наличие пробела», указал КС в постановлении. «Данный пробел препятствует реализации конституционных прав и свобод, включая право собственности, а его устранение приобретает конституционное значение и требует адекватных мер реагирования», – пишет суд.
Само по себе изменение законодательства не дает оснований одной из сторон автоматически перекладывать дополнительные расходы по НДС на контрагента, не наделенного правом заявлять налог к вычету, так как это может привести не только к компенсации его потерь, но и к его обогащению, подчеркнул КС.
В своем постановлении суд уделил особое внимание ситуации, когда стороной контракта являются физические лица. Для них, если они не предприниматели, законом не предполагается права на вычет налога, напомнил КС. В связи с этим переложение издержек на физических лиц в такой ситуации нарушает равенство сторон договора, констатировал суд.
Как будет урегулирован вопрос до внесения поправок
В постановлении КС обязал законодателя устранить законодательный пробел, позволяющий поставщикам автоматически перекладывать дополнительные затраты по НДС на контрагента. При этом до вступления поправок в силу должно применяться сформулированное судом регулирование. В постановлении рассмотрены три ситуации. Предписания КС распространятся на них, если стороны не смогут договориться сами.
Первая касается ситуаций, когда покупатель не имеет права на налоговый вычет. В этих случаях поставщик сможет обратиться в суд за увеличением цены «в пределах половины суммы налога» на конкретную операцию. Второй блок случаев – контракты с физическими лицами. Здесь КС высказал однозначную позицию: цена в таком длящемся договоре не может быть изменена, если это не предприниматель.
Дело ВТБ против «Ситроникса»
А в счет за 2021 г. поставщик включил НДС сверх указанной в договоре суммы, так как с этого года была отменена льгота по НДС для ПО и баз данных, не вошедших в единый реестр российских программ, и ставка налога на софт составила 20%. Банк доплачивать отказался, поставщик обратился в суд. Арбитражный суд Москвы в марте 2023 г. отказал «Ситроникс ай ти», но апелляционная инстанция встала на сторону поставщика. Затем суд по интеллектуальным правам в качестве кассационной инстанции отменил уже апелляционное решение и встал на сторону ВТБ. Точку в этом споре поставила судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда. Она отменила решение кассации, оставив в силе решение апелляционной инстанции: с ВТБ было взыскано 148,4 млн руб.
Третья ситуация, которую урегулировал суд до внесения поправок, касается вопросов увеличения цены при государственных или муниципальных закупках. К таким случаям применяются действующие нормы профильного законодательства (например ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
На фоне распространения обязанности по уплате НДС на бизнес с годовым доходом от 60 млн руб. с 2025 г. российские суды рассмотрели ряд дел о переносе этих издержек на покупателя и вынесли решения, которые часто противоречат друг другу. «Ведомости» писали об этом 1 сентября. Одной из распространенных категорий дел стали споры о включении НДС в стоимость коммунальных услуг для населения. В одних случаях суды разрешали управляющим компаниям автоматически повышать их цену на сумму налога, в других же признавали такие действия незаконными без согласования с собственниками жилья.
Соломоново решение
На период до устранения законодательного пробела КС сформулировал своего рода соломоново решение о делении издержек на НДС пополам, говорит партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов» Александр Ерасов.
Суд прямо признал, что существует необходимость адаптации длящихся хозяйственных отношений к изменившимся условиям уплаты НДС, отмечает ведущий юрист Taxology Марина Ягнюкова. По ее мнению, позиция КС свидетельствует о том, что законодателю следует дать продавцу возможность защитить свои имущественные интересы, но в то же время избежать нарушения прав покупателя, не имеющего возможности зачесть налог.
Постановление вносит правовую определенность в преддверии предстоящих изменений ставки НДС и очередного расширения круга его плательщиков, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов, представлявший в этом деле интересы ВТБ. Это весьма своевременно, так как в недавно принятом законе о налоговых изменениях вопрос о распределении издержек традиционно не был решен, добавляет он.
Постановление КС вызовет «знатный бардак» в правоприменении и спровоцирует большое количество споров, уверен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Особенно нелегко придется малому бизнесу, который будет обязан платить НДС со следующего года: если из всех издержек на НДС можно зачесть только половину, то возникает вопрос, можно ли отнести к убыткам (и вычесть из налоговой базы) остальную их часть, отмечает он.
Во избежание спорных ситуаций сторонам необходимо при заключении контракта решать, договариваются они об определенной цене или о порядке ее определения (т. е. о формуле, например цена + НДС), отмечает эксперт. Во втором случае законодательное изменение НДС будет автоматически транслироваться в итоговую цену договора, поясняет Зарипов. Вопрос включения «налоговых оговорок» в тексты контактов становится еще более актуальным, соглашается Ерасов. Судя по всему, декабрь и весь следующий год будут очень насыщены переговорами бизнеса по этому вопросу, полагает он.
