Выход Греции дает еврозоне шанс стать сильнее

Для этого ей нужно извлечь болезненные уроки из своих просчетов

В случае вероятного (хотя еще не предрешенного) выхода Греции из еврозоны в функционировании последней возможны перебои. Однако в итоге она даже может стать сильнее, если вынесет правильные уроки из «Гренцидента», связанного с действиями правительства Греции в той же мере, что и с действиями его европейских партнеров и институтов (т. е. Европейского центрального банка, Еврокомиссии, а также МВФ). 
 


Сегодня еврозона гораздо лучше подготовлена к тому, чтобы справиться с негативными последствиями выхода Греции, чем раньше (особенно во время предыдущей паники, грозившей полномасштабным кризисом, в июле 2012 г.), поскольку за прошедшее время был предпринят ряд мер: 




- были созданы панъевропейские структуры, включая Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский стабилизационный механизм; 



- ЕЦБ реализует масштабную программу денежного стимулирования, которая может быть легко и быстро расширена; 
 


- Европейский инвестиционный банк готов более оперативно реагировать на развитие ситуации; 



- отдельные страны, особенно более чувствительные к кризисным явлениям, такие как Италия, Испания, Ирландия, Португалия, предприняли меры на национальном уровне, чтобы снизить воздействие кризиса в случае его распространения по региону. 
 



Минимизация негативных последствий не означает их полного устранения. Угрозы сохраняются, и с ними придется бороться в рамках как предотвращения кризиса, так и управления им. 



Потенциальный выход Греции из еврозоны поднимает ряд юридических и операционных вопросов, прецедентов решения которых не имеется. В их числе – возможные судебные споры в связи с принудительным переводом долгов в другую валюту и обязательствами эмитентов, а также неизбежная неопределенность в процессе перевода платежей и расчетов. Задержки в платежах и ограничения на движение капитала еще больше осложнят жизнь Греции. 
 


Хотя первоначальный скачок доходностей по гособлигациям периферийных стран скорее всего относительно быстро сойдет на нет, в дальнейшем рынки будут закладывать в цены новый фактор риска, связанный с выходом первой страны из валютного союза; это приведет к росту стоимости заимствований. Одновременно понижательное давление на доходности гособлигаций Германии, являющейся истинной тихой гаванью еврозоны, создаст дополнительные проблемы, связанные с ультранизкими и, в ряде случаев, отрицательными доходностями, для все большего числа секторов (таких как страхование, пенсионные фонды и другие провайдеры долгосрочных финансовых услуг). Неблагоприятное влияние снова почувствуют на себе такие страны, как Дания и Швейцария. 



Борьба за выживание – не единственная возможность для еврозоны. Этот важный и значимый с исторической точки зрения региональный интеграционный проект может даже окрепнуть, если быстро извлечет основные уроки из ряда достойных сожаления просчетов. 


Со своей стороны, Греция кардинально недооценила ту степень, с которой ее демократически избранное правительство, получившее четкий мандат на преобразования, может навязывать свою волю другим членам еврозоны – особенно учитывая длинную историю невыполненных обещаний и нарушенных обязательств. Образ действий этого правительства, включая публичные сообщения о позициях сторон в ходе переговоров, пусть и необычно открытый, политически оказался весьма наивным и неконструктивным и лишь увеличил дефицит доверия.

Правительство Алексиса Ципраса также допустило серьезный просчет, предприняв ряд конфронтационных публичных шагов, причем в такой манере, которая провоцировала все более резкие обвинения и контробвинения. Наконец, оно ошибочно посчитало, что его поддержат другие периферийные страны. Но те, уже приняв собственное горькое лекарство, особо не спешили выражать ему симпатию и поддерживать более мягкий подход при обсуждении путей решения греческих проблем.

Европейские правительства и институты тоже просчитались. Они не решились на ранних этапах облегчить долговое бремя Греции. Они не торопились пересматривать требование жесткой бюджетной экономии, когда стало ясно, что экономический спад в Греции превысит все их прогнозы. И они недооценили готовность и желание граждан, имеющих доступ к урнам для голосования, взбунтоваться, когда им не смогли четко показать свет в конце длинного тоннеля экономических преобразований.

Вот уроки, которые можно и необходимо выучить и учитывать в дальнейших действиях. Эти уроки говорят: в мире, который сложится в результате выхода Греции из еврозоны, необходимо действовать более эффективно, коллективно, максимально включая в процесс всех, кого он затрагивает. В этом случае после того, как Греция покинет еврозону (а шансы на это высоки), последняя смогла бы добиться гораздо большего, чем просто преодолеть последствия этого события, избежав долгосрочных проблем. Она также стала бы более сильной, а это принесет пользу и региону, и мировой экономике в целом.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.