Экономика
Бесплатный

Основной источник экономического роста – не развивающиеся страны, а города

При разработке бизнес-стратегий компаниям нужен гораздо более детальный взгляд на мир
Ричард Доббс, директор McKinsey Global Institute

В течение ближайшего десятилетия массовая урбанизация в развивающихся странах приведет к тому, что мировой «класс потребителей» вырастет вчетверо, а на сами эти страны будет приходиться три четверти мирового экономического роста.

Это, безусловно, открывает захватывающие перспективы для бизнес-лидеров, ищущих новые возможности для роста. Однако понятие «развивающихся рынков» или даже групп стран с высоким потенциалом, таких как БРИК, уже не слишком способно им помочь в вопросе о том, куда вкладывать ресурсы и какие бизнес-стратегии разрабатывать. Топ-менеджерам нужен гораздо более детальный взгляд на мир, им стоит изучать не группы стран или даже отдельные государства, а города.

Именно города – главный источник экономического роста. К 2025 г. потребители-горожане могут дополнительно потратить $20 трлн в год, не говоря уже о $10 трлн дополнительных инвестиций в материальные активы, необходимые для обеспечения потребностей растущего городского населения.

Мы являемся свидетелями воистину исторических перемен. В Китае и Индии, где совокупное население превышает 2,5 млрд человек, ВВП на душу населения удвоился за последние 12 и 16 лет соответственно. Для сравнения: когда в XVIII в. началась промышленная революция в Великобритании, население страны не превышало 10 млн человек и ей потребовалось более 150 лет, чтобы удвоить подушевой ВВП.

Конечно, основной рост сегодня происходит именно во многих из развивающихся стран, однако этот термин нельзя считать полезным инструментом при разработке инвестиционных стратегий. Как показывает исследование McKinsey Global Institute, почти половина ожидаемого мирового роста ВВП в период до 2025 г. придется на долю 440 городов из этих стран (причем лишь немногие из этих городов – мегаполисы).

Далеко не все из них на слуху. Например, Фошань, Порту-Алегри и Сурат вряд ли стоят высоко в списке приоритетов многих западных бизнесменов, хотя в каждом проживает более 4 млн человек, составляющих значительную группу активных потребителей. В частности, на долю Сурата, расположенного в 300 км к северу от Мумбаи, приходится почти 40% производства текстиля в Индии. Фошань на Жемчужной реке в провинции Гуандун – седьмой по размеру валового продукта город в Китае. Наконец, Порту-Алегри – столица четвертого по величине в Бразилии штата Риу-Гранди-ду-Сул.

В ближайшее десятилетие каждый из этих городов внесет больший вклад в мировой экономический рост, чем Мадрид, Милан или Цюрих.

Есть риск ошибиться, если при определении объектов для инвестиций ориентироваться на то, что вызванный урбанизацией рост обеспечивается развивающимися странами или группами стран, таких как БРИК. Ведь Бангкок и Джакарта имеют больший потенциал роста, чем Дели. Столицы Вьетнама и Нигерии, Хошимин и Лагос, предоставляют больше возможностей, чем индийский Мангалур и китайский Урумчи. В исследовании потенциала роста рынка стирально-моющих средств первые места занимают Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Пекин и Шанхай, но в Лагосе, Дар-эс-Саламе (Танзания) и Дакке (Бангладеш) больше всего молодых, только выходящих на рынок потребительских товаров и услуг жителей. А в Китае домохозяйства в городе Ухань покупают значительно больше йогуртов, чем в Цзиньхуа или Хэфэе.

До недавнего времени большинство топ-менеджеров не уделяли достаточно внимания именно городам: как показало исследование McKinsey в 2012 г., более 60% считали, что выбор конкретного города не имеет значения при стратегическом планировании. Но ситуация начинает меняться. Компании, которые в развитии своего бизнеса начнут ориентироваться именно на города, могут получить преимущества первооткрывателей. Для некоторых достаточно будет лучшего понимания тенденций в области демографии и заработков (например, в каких городах население старее, а где быстрее всего растет доля состоятельных горожан). Другим, возможно, придется провести более глубокий анализ, чтобы понять рыночную динамику отдельных секторов и продуктов в конкретных городах.

В ситуации смены центров экономической активности в мире компании должны осознавать, какова динамика роста в городах, расположенных в странах, которые мы по-прежнему называем «развивающимися». Бизнес-лидеры, применившие в своих стратегиях и инвестиционных планах подход, связанный с динамикой развития конкретных городов, смогут добиться более высокой отдачи от этих инвестиций и будут лучше готовы воспользоваться открывающимися возможностями.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Читать ещё
Preloader more