Властям Китая нужно учиться разговаривать с рынками

Шаги в рамках среднесрочных реформ нужно соотносить с возможностью краткосрочной негативной реакции инвесторов

Как недавно на собственном опыте узнали китайские руководители, финансовые рынки имеют тенденцию наказывать правительства за то, что они делают правильные вещи в неправильное время. И расхлебывать последствия случившегося приходится не только им – резонанс получился общемировой.

Несколько недель назад Пекин сделал механизм установления валютного курса более гибким. Это решение (к которому Китай долгие годы призывали экономисты и сменявшие друг друга правительства США) – важный шаг на занимающем десятилетия пути страны к по-настоящему рыночной системе. И с учетом того, сколь крупный экономический игрок появился на мировой сцене, он согласуется с постепенным принятием страной своей доли обязанностей по управлению мировой экономикой.

Это был хороший шаг со многих точек зрения. Проблема в том, что он был сделан в неправильное время.

Ранее он откладывался, а реализован был в итоге на фоне множащихся свидетельств существенного замедления экономики Китая; курс юаня немедленно упал. В результате это решение было воспринято многими не как важная часть благотворных среднесрочных экономических реформ, а как попытка Китая «украсть» рост у других стран, что лишь добавило нестабильности глобальным финансовым рынкам, поспешившим заложить в цену вероятность более сильного замедления мировой экономики.

Не прошло и нескольких дней, как деструктивное воздействие рынков заставило правительство Китая провести интервенции для поддержания обменного курса, вместо того чтобы уменьшить свое присутствие на валютном рынке. Поскольку мировые рынки не успокоились, Пекин почувствовал необходимость предпринять дополнительные меры денежного стимулирования, включая снижение процентных ставок и требований к нормам резервирования, а также прямое вливание ликвидности.

Есть риск того, что аналогичные события могут последовать вслед за сообщениями, что правительство может сократить свое участие в поддержке фондового рынка. Эти сообщения свидетельствуют, что Пекин, поняв, что не может (и не должен) заниматься поддержанием завышенных котировок, рассматривает вопрос о сворачивании политики масштабных покупок акций. Это было бы правильным шагом. Но опять же, если правительство не будет действовать осторожно, шаги, верные с точки зрения среднесрочных реформ, могут быть предприняты в неправильное время; и, к сожалению, они сопровождаются преследованием тех, кто высказывает сомнения в обоснованности нынешнего уровня котировок акций.

Рынки в Китае и других странах все еще пытаются обрести почву под ногами после целой недели беспрецедентной волатильности. В такой ситуации грамотные и разбирающиеся в поведении рынков должностные лица позволили бы улечься страстям, прежде чем делать что-то, что может снова ударить по не успокоившейся пока психике инвесторов.

Этот феномен – сделать правильный шаг в неправильное время – проявлялся и до последних событий в Китае. Несколько раз подобное случалось с руководителями Федеральной резервной системы США, в том числе в мае - июне 2013 г.: неожиданное объявление о том, что они готовы начать сворачивать программу денежного стимулирования, ошеломило мировые рынки, которые на несколько недель потеряли почву под ногами, и вынудило ФРС всячески смягчать свое заявление.

По мере продвижения по дороге экономической либерализации и рыночных реформ Китай будет учиться тому, чему так болезненно учились другие страны, как развивающиеся (например, Бразилия или Южная Корея), так и развитые. И у него не будет другого выбора, кроме как в гораздо большей степени учитывать краткосрочные последствия, включая возможность неожиданного изменения поведения участников рынка, которое, в свою очередь, может отразиться на реальной экономике, подорвав эффективность проводимой политики.

Для этого, в частности, потребуется гораздо более эффективное информационное общение с участниками рынка, включая более тонкое управление их ожиданиями (и таковое не включает в себя запугивание тех, кто продает ценные бумаги, а также публичное обличение финансовых журналистов). Раздраженные и неустойчивые финансовые рынки будут постоянно подвергать испытаниям авторитет китайского правительства, не обращая особого внимания на его достойные восхищения прошлые решения и стратегическое видение; и результаты этого тестирования неизбежно будут ощущаться финансовыми рынками в других частях света.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.