Статья опубликована в № 4219 от 07.12.2016 под заголовком: Не хватало смелости

Ставка на госкомпании не сыграла

Они не сделали экономику эффективной
Алексей Кудрин, председатель совета Центра стратегических разработок

Экономической политике всегда не хватало смелых шагов. Но она формируется не только в экономическом блоке правительства. Всегда мы упирались в сопротивление отраслевиков, которые были сильнее в своих вотчинах и даже в нулевые годы не допускали в них дерегулирования и приватизации.

Сегодня все ждут, какие смелые предложения будут в той стратегии, которую готовит ЦСР. Пока сложно говорить: ее очертания появятся только в начале следующего года. Но могу точно сказать: среди пяти ключевых направлений будет конкуренция. Ее качество характеризует эффективность экономики.

Создание условий для конкуренции не сводится к антимонопольной политике. Очень важны базовые условия: уровень участия государства в экономике, насколько активно оно вмешивается в деятельность компаний, работа правоохранительных органов и судов. Все институты определяют качество конкуренции. Поэтому и складывается такое противоречие: ФАС в мировых рейтингах находится в первой двадцатке, а Россия как экономика и основные ее институты – за 40-м.

Один из главных вызовов – низкая производительность. С середины 2000-х темпы ее роста в России падают. Росла рабочая сила, росли инвестиции на 10–20%, а факторная производительность начала снижаться. Сейчас она растет примерно на 1%. Таких темпов недостаточно, чтобы российская экономика вышла на 4% роста в год. Что этому мешает? Недостаточная конкуренция, слабость рыночных механизмов и недостаточный фокус на повышение производительности и инновационности экономики.

Алексей Кудрин

Окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета.
В 1983–1990 гг. работал в Институте социально-экономических проблем Академии наук СССР. С 1990 г. – в исполкоме Ленсовета, затем в мэрии Санкт-Петербурга.
С 1993 г. – первый заместитель мэра.
1996–1997 гг. – замруководителя администрации президента России.
1997 г. – первый замминистра финансов.
2000 г. – вице-премьер – министр финансов.
26 сентября 2011 г. освобожден от занимаемой должности.
Основатель и председатель Комитета гражданских инициатив, председатель попечительского совета фонда «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара».
В апреле 2016 г. возглавил совет ЦСР.

Российское правительство тратит на инновации и НИОКР по отношению к ВВП больше, чем власти Японии, Великобритании, Канады. Но частный сектор тратит меньше, чем государство, а в этих странах – в 3 раза больше. То есть компании не верят, что повышение инновационности их продукции поможет победить в конкуренции. Не это определяет их судьбу, их доходы, их будущее. По-видимому, другие факторы они считают своими конкурентными преимуществами.

В концепции долгосрочного развития до 2020 г. были определены цели по инновациям. Их доля в продукции должна была вырасти с 9% в 2007 г. до 25%. Сейчас – около 11–12%, и, возможно, в последний год она чуть снизилась.

Где искать решения этих проблем? В выстраивании институтов, в улучшении инвестиционного климата, в развитии конкуренции. Только тогда удастся добиться замещения углеводородного экспорта несырьевым, предложить более качественные товары и услуги, быть конкурентоспособным в мире, в котором начинается промышленная революция 4.0.

ФАС указывает, что доля государства в экономике достигла 70%. Госкомпании и ставка на них в экономической политике не создали ту среду, которая бы обеспечила эффективность экономики. Нужно менять политику в отношении госсектора, реформировать госкомпании и госмонополии. Уйти от регулируемых цен во многих сферах. Уйти в ближайшие 10 лет из целого ряда секторов. Можно регулировать работу отдельных объектов инфраструктуры законом, но в целом это может делать частный сектор.

Один из главнейших вызовов – демография. Снижается трудоспособное население. К 2030 г. оно уменьшится на 10%. Это серьезный вызов для любой экономики. До сих пор этот процесс компенсировался притоком мигрантов. Но сейчас он уменьшился, и экономически активное население стало сокращаться. Значит, будет расти конкуренция за трудовые ресурсы, снова будет опережающий рост зарплат.

Еще одна проблема – структура бюджета, будь то федерального или регионального, – не соответствует современным требованиям по расходам на инфраструктуру, на образование. За последние 3–4 года регионы сократили вдвое вложения в инфраструктуру. Федеральный бюджет вроде держится. Это означает, что в какой-то момент снова возникнет дефицит инфраструктуры и будут проблемы с доступом к ней. Это уже сфера работы ФАС.

Базовые меры поддержки конкуренции лежат в области экономической политики. Антимонопольная политика – на втором уровне. И я хочу предупредить ФАС, чтобы она не увлекалась избыточным регулированием цен. Нужно создавать умный антитраст.