Статья опубликована в № 4461 от 30.11.2017 под заголовком: Антимонопольная семья

«На повестке дня прежде всего цифра во всех ее проявлениях»

Лучшие мировые практики – для формирования здоровой конкурентной среды
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Российское антимонопольное ведомство ориентируется на использование лучших мировых практик, поэтому мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в жизни наших зарубежных коллег, куда движется теоретическая мысль в области конкурентной политики, каковы приоритеты в правоприменении и насущные задачи в совершенствовании правовой базы.

Попытаемся дать своего рода срез основных событий 2017 г., который позволяет в общем и целом представить, чем живут члены глобальной «конкурентной семьи», объединяющей сейчас конкурентные ведомства более чем в 120 юрисдикциях.

Достаточно посмотреть на крупные национальные и международные мероприятия, чтобы понять: на повестке дня прежде всего цифра во всех ее проявлениях. Об алгоритмах, больших данных, платформах, роботах и программных продуктах говорят везде: на ежегодной конференции Международной конкурентной сети в Порту, на конференции Американской ассоциации адвокатов в Вашингтоне, на традиционной встрече Международной ассоциации адвокатов во Флоренции, на заседании Комитета по конкуренции ОЭСР в Париже, на конференции по конкуренции стран БРИКС в Бразилиа, на очередном заседании Межгосударственной группы экспертов по конкуренции ЮНКТАД в Женеве. Разумеется, этой темой актуальная повестка дня не исчерпывается. В центре внимания – международные картели, совместная собственность, конкуренция в секторах публичных услуг, а также некоторые традиционные рынки, в особенности социально значимые, такие как фармацевтика и продовольствие. Мы сосредоточились на тех же проблемах на международных юридическом и экономическом форумах в Санкт-Петербурге, Российской неделе конкуренции в Великом Новгороде, предстоящей конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» (Москва).

Все чаще на подобных мероприятиях обсуждается влияние государственных решений на конкуренцию. Для большинства стран конкурентное правоприменение ограничивается поведением предприятий и не касается возможных ограничений конкуренции в результате действий государства. А вот таким странам, как Россия или Китай, есть чем поделиться с коллегами в данной области.

Андрей Цыганов

Окончил экономический факультет МГУ, а также Российскую академию государственной службы при президенте.
С 1987 г. – заместитель начальника планово-экономического управления производственного объединения «Горьковский автомобильный завод».
С 1988 г. – научный сотрудник отделения экономики и управления машиностроительным комплексом при Бюро Совета Министров СССР по машиностроению.
С ноября 1990 г. работает в федеральном антимонопольном органе.
С 1997 г. – статс-секретарь – заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета.
С 1998 г. – замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
С 2004 г. – замруководителя ФАС.

Так, Госсовет КНР поставил задачу соединить усилия по эффективному применению антимонопольного законодательства к административным монополиям и по внедрению системы оценки справедливой конкуренции. В стране заметно активизировалась деятельность по выявлению и устранению ограничений конкуренции государственными органами. Государственная торгово-промышленная администрация и Национальный совет по развитию и реформам провели расследования и приняли корректирующие меры по таким нарушениям, как, например, назначение эксклюзивных дистрибуторов и раздел рынка лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения; страхование государственных предприятий только в государственных страховых компаниях; административное назначение поставщиков электрооборудования для нового жилищного строительства; поддержание цен на бетон и цемент с использованием административно установленных полномочий отраслевой ассоциации; создание преимуществ для местных предприятий на торгах по поставке услуг учреждениям образования; фиксация цен на речные круизы.

Конечно, одними разговорами дело не ограничивается. Новые подходы к пониманию роли конкуренции в экономическом развитии нашли отражение в изменениях национального законодательства. Так, в Германии уже внесены существенные поправки в закон о конкуренции, главный смысл которых состоит в адаптации правовых норм к условиям четвертой промышленной революции и развития цифровой экономики. Похожие изменения внесены и в конкурентный закон Австрии. Еврокомиссия опубликовала серьезный доклад о рынке электронной торговли, который также содержит предложения по совершенствованию правовых норм.

Именно в новых отраслях конкурентные ведомства сосредотачивают свою правоприменительную активность, рассматривая интересные и во многом прецедентные дела. Европейская комиссия одновременно ведет три расследования в отношении Google – по вопросу предоставления преимуществ собственному сервису сопоставления покупок, по ограничениям для производителей устройств на базе операционной системы Android и мобильных операторов (аналог дела, рассмотренного ФАС России), по ограничению показа контекстной рекламы конкурентов. Первое из перечисленных дел уже закончилось штрафом в 2,4 млрд евро – одним из самых больших штрафов за индивидуальное злоупотребление во всемирной истории конкурентных ведомств. Политика в отраслях «новой экономики» только формируется, о чем свидетельствуют, например, принципиально разные решения в отношении компании Uber в разных юрисдикциях – от попыток полного запрета до безоговорочного признания роли новых операторов в развитии конкуренции на традиционно монополизированных и регулируемых рынках.

Разумеется, и традиционные отрасли не остаются без внимания. Пожалуй, наиболее показательной является деятельность конкурентных ведомств в автомобильной отрасли, где раскрытие международных картелей и назначение гигантских санкций приобрело лавинообразный характер. По экспертным данным, общая сумма штрафов, наложенных более чем на 200 производителей автокомпонентов и запасных частей в различных странах, составила $6,64 млрд. При этом только в США 30 руководителей компаний уже осуждены, еще столько же находятся под следствием.

Новые вызовы, новые способы организации бизнеса требуют новых подходов к анализу сделок слияний и поглощений. Помимо уже упомянутых изменений законодательства значительно расширяется и обогащается практика контроля за экономической концентрацией. Характерным примером здесь являются рынки агропродовольственного комплекса. Новые подходы отрабатываются на мегасделках Dow – DuPont, Bayer – Monsanto. В этих условиях существенно обострилась проблема разных подходов к согласованию одних и тех же сделок разными конкурентными ведомствами, требующая серьезного совершенствования механизмов международной кооперации.

Практически ежедневно наполняется копилка прецедентных решений антимонопольных органов разных стран. Первое решение о нарушении общих правил конкуренции приняла Евразийская экономическая комиссия. Масштабные задачи, зачастую выходящие за рамки традиционных представлений о границах антимонопольного правоприменения, решают наши коллеги по БРИКС в Индии и ЮАР. Обширнейший практический опыт накоплен в странах – членах ОЭСР.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more