«На повестке дня прежде всего цифра во всех ее проявлениях»

Лучшие мировые практики – для формирования здоровой конкурентной среды

Российское антимонопольное ведомство ориентируется на использование лучших мировых практик, поэтому мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в жизни наших зарубежных коллег, куда движется теоретическая мысль в области конкурентной политики, каковы приоритеты в правоприменении и насущные задачи в совершенствовании правовой базы.

Попытаемся дать своего рода срез основных событий 2017 г., который позволяет в общем и целом представить, чем живут члены глобальной «конкурентной семьи», объединяющей сейчас конкурентные ведомства более чем в 120 юрисдикциях.

Достаточно посмотреть на крупные национальные и международные мероприятия, чтобы понять: на повестке дня прежде всего цифра во всех ее проявлениях. Об алгоритмах, больших данных, платформах, роботах и программных продуктах говорят везде: на ежегодной конференции Международной конкурентной сети в Порту, на конференции Американской ассоциации адвокатов в Вашингтоне, на традиционной встрече Международной ассоциации адвокатов во Флоренции, на заседании Комитета по конкуренции ОЭСР в Париже, на конференции по конкуренции стран БРИКС в Бразилиа, на очередном заседании Межгосударственной группы экспертов по конкуренции ЮНКТАД в Женеве. Разумеется, этой темой актуальная повестка дня не исчерпывается. В центре внимания – международные картели, совместная собственность, конкуренция в секторах публичных услуг, а также некоторые традиционные рынки, в особенности социально значимые, такие как фармацевтика и продовольствие. Мы сосредоточились на тех же проблемах на международных юридическом и экономическом форумах в Санкт-Петербурге, Российской неделе конкуренции в Великом Новгороде, предстоящей конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» (Москва).

Все чаще на подобных мероприятиях обсуждается влияние государственных решений на конкуренцию. Для большинства стран конкурентное правоприменение ограничивается поведением предприятий и не касается возможных ограничений конкуренции в результате действий государства. А вот таким странам, как Россия или Китай, есть чем поделиться с коллегами в данной области.

Андрей Цыганов

Окончил экономический факультет МГУ, а также Российскую академию государственной службы при президенте.
С 1987 г. – заместитель начальника планово-экономического управления производственного объединения «Горьковский автомобильный завод».
С 1988 г. – научный сотрудник отделения экономики и управления машиностроительным комплексом при Бюро Совета Министров СССР по машиностроению.
С ноября 1990 г. работает в федеральном антимонопольном органе.
С 1997 г. – статс-секретарь – заместитель председателя Государственного антимонопольного комитета.
С 1998 г. – замминистра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
С 2004 г. – замруководителя ФАС.

Так, Госсовет КНР поставил задачу соединить усилия по эффективному применению антимонопольного законодательства к административным монополиям и по внедрению системы оценки справедливой конкуренции. В стране заметно активизировалась деятельность по выявлению и устранению ограничений конкуренции государственными органами. Государственная торгово-промышленная администрация и Национальный совет по развитию и реформам провели расследования и приняли корректирующие меры по таким нарушениям, как, например, назначение эксклюзивных дистрибуторов и раздел рынка лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения; страхование государственных предприятий только в государственных страховых компаниях; административное назначение поставщиков электрооборудования для нового жилищного строительства; поддержание цен на бетон и цемент с использованием административно установленных полномочий отраслевой ассоциации; создание преимуществ для местных предприятий на торгах по поставке услуг учреждениям образования; фиксация цен на речные круизы.

Конечно, одними разговорами дело не ограничивается. Новые подходы к пониманию роли конкуренции в экономическом развитии нашли отражение в изменениях национального законодательства. Так, в Германии уже внесены существенные поправки в закон о конкуренции, главный смысл которых состоит в адаптации правовых норм к условиям четвертой промышленной революции и развития цифровой экономики. Похожие изменения внесены и в конкурентный закон Австрии. Еврокомиссия опубликовала серьезный доклад о рынке электронной торговли, который также содержит предложения по совершенствованию правовых норм.

Именно в новых отраслях конкурентные ведомства сосредотачивают свою правоприменительную активность, рассматривая интересные и во многом прецедентные дела. Европейская комиссия одновременно ведет три расследования в отношении Google – по вопросу предоставления преимуществ собственному сервису сопоставления покупок, по ограничениям для производителей устройств на базе операционной системы Android и мобильных операторов (аналог дела, рассмотренного ФАС России), по ограничению показа контекстной рекламы конкурентов. Первое из перечисленных дел уже закончилось штрафом в 2,4 млрд евро – одним из самых больших штрафов за индивидуальное злоупотребление во всемирной истории конкурентных ведомств. Политика в отраслях «новой экономики» только формируется, о чем свидетельствуют, например, принципиально разные решения в отношении компании Uber в разных юрисдикциях – от попыток полного запрета до безоговорочного признания роли новых операторов в развитии конкуренции на традиционно монополизированных и регулируемых рынках.

Разумеется, и традиционные отрасли не остаются без внимания. Пожалуй, наиболее показательной является деятельность конкурентных ведомств в автомобильной отрасли, где раскрытие международных картелей и назначение гигантских санкций приобрело лавинообразный характер. По экспертным данным, общая сумма штрафов, наложенных более чем на 200 производителей автокомпонентов и запасных частей в различных странах, составила $6,64 млрд. При этом только в США 30 руководителей компаний уже осуждены, еще столько же находятся под следствием.

Новые вызовы, новые способы организации бизнеса требуют новых подходов к анализу сделок слияний и поглощений. Помимо уже упомянутых изменений законодательства значительно расширяется и обогащается практика контроля за экономической концентрацией. Характерным примером здесь являются рынки агропродовольственного комплекса. Новые подходы отрабатываются на мегасделках Dow – DuPont, Bayer – Monsanto. В этих условиях существенно обострилась проблема разных подходов к согласованию одних и тех же сделок разными конкурентными ведомствами, требующая серьезного совершенствования механизмов международной кооперации.

Практически ежедневно наполняется копилка прецедентных решений антимонопольных органов разных стран. Первое решение о нарушении общих правил конкуренции приняла Евразийская экономическая комиссия. Масштабные задачи, зачастую выходящие за рамки традиционных представлений о границах антимонопольного правоприменения, решают наши коллеги по БРИКС в Индии и ЮАР. Обширнейший практический опыт накоплен в странах – членах ОЭСР.