S&P: Риск дефолта регионов России растет, долговая нагрузка почти удвоится к 2018 году

undefined

Российские региональные власти сталкиваются с возрастающим риском дефолтов, говорится в докладе Standard & Poor's Ratings Services.

"Это отражено в наших преимущественно негативных рейтинговых действиях, произведенных в последние 18 месяцев. Указанные действия стали следствием слабого экономического роста и замедления роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения, что ограничивает поступления по основным региональным налогам - налогу на прибыль и НДФЛ", - отмечает кредитный аналитик Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

При этом возросшие негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, вынуждая финансировать текущие расходы за счет заемных средств, говорится в докладе S&P.

Если объем долга российских регионов в среднем останется невысоким в международном контексте, то его структура, характеризующаяся преобладанием краткосрочных банковских кредитов, обусловит усиление рисков рефинансирования, считают эксперты агентства. По оценкам S&P, объем полного долга и гарантий регионов России увеличится с 33% текущих доходов в конце 2014 г. до 55-57% текущих доходов в 2018 г.

Участники рынка и представители органов власти часто утверждают, что дефолты региональных органов власти крайне маловероятны, так как в случае необходимости им на помощь придет федеральное правительство, говорится в докладе агентства. Однако с точки зрения Standard & Poor’s региональные дефолты не только возможны, но и уже имеют место.

"По имеющимся у нас данным, в I квартале 2015 г. как минимум один субъект федерации, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту вследствие ограниченного доступа к средствам рефинансирования. Кроме того, нам известны случаи, когда банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной - в связи с тем, что регион был неспособен погасить или рефинансировать кредит. Нам также известны случаи отказа или даже отзыва регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения", - говорится в докладе S&P.

По методологии Standard & Poor’s, агентство фиксирует дефолт в том случае, если заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме, в то время как некоторые участники рынка могут считать дефолтом региона только неисполнение публичных долговых обязательств, то есть облигаций.

Несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3% ВВП ежегодно), эти ресурсы, по мнению S&P, не направлены напрямую на погашение регионального долга. "Даже в том случае, если федеральная финансовая помощь направлена на снижение рисков рефинансирования, она часто несвоевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы", - поясняют эксперты S&P.