Казахстан начал наращивать флот для поставок нефти в обход России

В этом году «Казмортрансфлот» рассчитывает закупить два нефтеналивных танкера для работы на Каспийском море дедвейтом по 8000 т, пишет «Коммерсантъ». Как отмечает газета, суда нужны ему для поставок нефти в обход России через Азербайджан.

В результате, пишет «Коммерсантъ», каспийский флот «Казмортрансфлота» увеличится до пяти судов. Уточняется, что сейчас ему принадлежат танкеры «Астана», «Актау» и «Алматы» дедвейтом по 12 400 т каждый. Газета отмечает, что перевозки по Каспийскому морю приходится осуществлять такими небольшими судами по причине малых глубин.

Казахстану нужны новые суда для диверсификации экспортных поставок, 80% которых сейчас проходит через Россию, пишет «Коммерсантъ». Транспортировка идет по двум трубопроводным маршрутам – трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск и через трубопровод Атырау — Самара, после чего топливо следует в порт Усть-Луга. Но по причине того, что в 2022 г. поставки по трубе через КТК останавливались, Казахстан, с учетом текущей политической обстановки, приступил к поиску альтернативных маршрутов.

Основным из них стал нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), но, как пишет газета, везти нефть до него Казахстан вынужден танкерами по Каспию. Отмечается, что в 2023 г. в рамках соглашения «Казмунайгаза» и азербайджанской SOCAR по данному направлению планируется направить 1,5 млн т нефти с месторождения Тенгиз.

Как заявили источники «Коммерсанта», в правительстве Казахстана обсуждается вариант значительного наращивания поставок через БТД – до 20 млн т в год. Но, как отмечает газета, этому мешают долгосрочные контракты с КТК и непривлекательная экономика транспортировки. Поставки через БТД дороже и их наращивание требует инвестиций в расширение порта Актау, углубления дна на Каспии и увеличения мощности самого БТД. По словам источников «Коммерсанта», речь идет о «нескольких десятках миллиардов долларов».